История строительства КБЖД по публикациям газет конца XIX — начала XX вв.
1904 г.
-
Январь. 26 января со станции Танхой вышел, с составом служащих и рабочих укладочный поезд на 6–ю версту Кругобайкальской ж.д. от ст. Танхой, где была остановлена укладка к нынешней зиме. Работы по укладке начнутся на днях. С приездом министра, говорят, работы по укладке Кругобайкальской ж. дороги будут усилены и нынешним летом предполагают сомкнуть Забайкальскую магистраль с Сибирской.
«Восточное Обозрение» № 27, 1 февраля 1904 г.
Начальник работ кругобайкальской железной дороги инженер Савримович 23 января выехал на линию дороги для осмотра работ и 28 января возвратился для встречи г. министра путей сообщения.
В пади Большая Шумиха на кругобайкальской жел. дор. открылась эпидемия оспы; зарегистрировано уже 4 случая. Врач участка на место эпидемии еще не выезжал.
21 янв. около пади Пыловка на кругобайк. железной дор. обвалом земли в трещине засыпало на работах контрагента Арцыбышева рабочаго Ивана Козлихина; несчастному переломило бедро; нижния конечности поразил паралич и через три часа после привоза его в больницу, он умер.
Мы слышали, что контроль произвел предварительную ревизию склада цемента кругобайкальской железной дороги в Танхое, где и нашел настолько серьезные безпорядки, что заведывающаго складом г. Яковлева нашли нужным отстранить от должности, с назначением подробной ревизии, которая продолжится не менее месяца времени.
«Иркутские губернские ведомости» № 3631, 29 января 1904 г.
27 января. Начало русско–японской войны.
Экстренный поезд с министром путей сообщения прибыл на ст. Байкал в 2 часа дня 28 января.
На ст. Байкал паровозы начали снабжаться водою временным пульзометром, устроенным взамен сгоревшаго водоемнаго здания.
«Иркутские губернские ведомости» № 3634, 1 февраля 1904 г.
Начальник постройки инженер Б.У. Савримович во время только что совершеннаго объезда работ принял на месте меры к скорейшему окончанию работы мостов, с целью устранения задержки с этой стороны.
На днях заключен с подрядчиком Рифесталем договор по сдаче ему работ по ограждению пристани Танхоя от влияния байкальских волн посредством ряжевого заграждения и др. способов. Работы этого рода оценены суммою до 70 тысяч рублей.
Между ст. Танхоем и Култуком, т.е. на протяжении 110 верст, подрядчиком Половинкиным производится срочная укладка рельс; работы по укладке пути должны быть окончены к 28 марта, а станционные пути — к 10 апреля. Приплата за срочность работы достигает, как мы слышали, 48 тысяч руб.
«Иркутские губернские ведомости» № 3632, 30 января 1904 г.
- Февраль. По приказу г. министра путей сообщения, на всей линии забайкальской железной дороги немедленно должно быть сооружено шесть новых станционных разъездов с воинскими бараками, из которых каждый обойдется не менее 30 000 руб.
Будут построены бараки и на льду озера Байкала, в середине пути между ст. Байкал–Танхой, по которому будет проложен рельсовый путь. Паровозы по этому пути пойдут в одиночку, паром, а вагоны — конною тягою.
«Иркутские губернские ведомости» № 3634, 1 февраля 1904 г.
Воинский поезд в ночь на 6 февраля близ ст. Байкал потерпел крушение вследствие снежнаго обвала; смертельно ранен один нижний чин, пять тяжело раненых, двенадцать получили легкия повреждения.
«Иркутские губернские ведомости» № 3639, 8 февраля 1904 г.
Крушение воинского поезда около станции Байкал.
«Восточное Обозрение» № 34, 10 февраля 1904 г.
Мы слышали, что его сиятельство г. министр путей сообщения князь М.И. Хилков изволит оставаться в с. Лиственичном до марта месяца; ежедневно его сиятельство посещает станцию Байкал и лично руководит перевозкою эшелонов войск и пассажиров.
«Иркутские губернские ведомости» № 3649, 18 февраля 1904 г.
Мы слышали, что приплаты за ускорение работ на кругобайкальской жел. дор. (пропуск поездов на всей линии со 2 августа) окончательно согласованы с подрядчиками, в сумме 756 000 руб. Так как сумма эта на 125 000 р. превышает разрешенную комитетом по сооружению железной дороги в С.–Петербурге (631 000 руб.) то на выдачу испрошено разрешение его сиятельства г. министра путей сообщения. Вместе с тем подрядчики выдают подписку в совершенном отказе от всяких претензий за несвоевременную выдачу выписок, разбивок, чертежей и пр.
756 000 руб. выдаются в виде премии после действительнаго окончания ко 2 августа всех работ по сооружению земляного полотна, тоннелей, мостов, труб, подпорных стенок и проч.
«Иркутские губернские ведомости» № 3659, 28 февраля 1904 г.
Массовые увольнения рабочих из–за невыносимых бытовых условий.
«Восточное Обозрение» № 51, 29 февраля 1904 г.
-
Март. В дополнение обязательных постановлений, изданных командующим войсками сибирскаго военнаго округа генерал лейтенантом Сухотиным для населения полосы отчуждения сибирской, забайкальской и кругобайкальской железных дорог, для рельсовой и ледокольной переправ через Байкал, его превосходительством объявлено, что все мастеровые и прочие рабочие, служащие на указанных железных дорогах, за отказ от работ, за самовольное их оставление, за неявку на работы и небрежное отношение к работам, будут подвергаемы административным порядком взысканиям, установленным за несоблюдение обязательных постановлений; воспрещение оставлять самовольно работы распространяется и на всех поводчиков, работающих на озере Байкале, на гужевой переправе: пассажиров, грузов, воинских частей и подвижного состава рельсоваго пути; при чем виновные из них в оставлении работы будут подвергаемы взысканиям административным порядком на тех же основаниях, именно: заключению в тюрьме до трех месяцев или штрафу до трех тысяч рублей, а лошади и подводы в этих случаях задерживаются, и на них производятся работы, по распоряжению начальства.
«Иркутские губернские ведомости» № 3670, 10 марта 1904 г.
Работа заключенных на КБЖД в 1902 и 1903 гг.
«Иркутские губернские ведомости» № 3662, 2 марта 1904 г.
Охрана сухопутных и железнодорожных путей сообщения.
«Иркутские губернские ведомости» № 3666, 6 марта 1904 г.
Вчера утром изволил прибыть в город Иркутск господин министр путей сообщения кн. М.И. Хилков; ночью на сегодняшнее число его сиятельство отправился в Петербург.
«Иркутские губернские ведомости» № 3673, 13 марта 1904 г.
Помощник начальника службы движения николаевской железной дороги, инженер путей сообщения г. Зеля, с отъездом с Байкала г. министра путей сообщения, остается на забайкальской железной дороге по наблюдению за ходом воинских поездов в качестве старшаго инспектора при министре, и в его распоряжении будет находиться еще инженер Э. Шуберский.
«Иркутские губернские ведомости» № 3675, 15 марта 1904 г.
Еще не успели забыть довольно крупнаго факта в главном цементном сарае, где в цементе была обнаружена масса посторонних примесей,— по крайней мере из 100 бочек цемента в 10 находились песок и земля, как теперь опять пришлось натолкнуться на новое недоразумение с цементом. На работах подряда Бонди–Кушелева агентами дороги было отмечено, что в каменной кладке трубы на пикете № 211–8 не произошло сцепления. Для выяснения причин даннаго явления были отправлены в железнодорожную лабораторию образцы цемента, употребленнаго на производство трубы. При изследовании присланных образцов лабораторным путем удалось установить тот факт, что цемент употреблялся на производство трубы в растворе беднее, чем это должно было быть согласно существующим на этот счет техническим требованиям. По условиям техники раствор цемента необходимо было составить в отношении 1:4, между тем как раствор был составлен в отношении приблизительно 1:7, т.е. на каждую бочку цемента употреблялось не 4 бочки песку, а 7 бочек.
«Восточное Обозрение» № 66, 18 марта 1904 г.
К 1 апреля управлением по постройке кругобайкальской дороги должен быть передан в эксплоатационное пользование забайкальской дороги 110–верстный участок линии Танхой–Култук. В перегоне Танхой–Култук, считая от Танхоя, устроены следующия станции и на таком разстоянии: Кедровая — в 13 вер., Выдрино — в 21, Мурино — в 16, Салзак — в 13, Утулик — в 12, Мангутай — в 12, Слюдянка — в 14 и Култук — в 9 верстах. Организационныя работы к принятию даннаго участка кругобайкальской дороги начаты, и забайкальскою дорогою приглашается к 1 мая весь необходимый для него штат служащих.
«Иркутские губернские ведомости» № 3680, 20 марта 1904 г.
Для нужд дороги в настоящее время производится заготовка огромнаго количества шпал. Заготовка передана рядчику Ревякину по 80 р. за сотню шпал, с условием уплачивать за них поденныя и за свой счет производить осмолку. Однако, заключив условие с казною, Ревякин счел для себя наиболее удобным заготовлять не лично, а передать всю эту заготовку другому лицу, г. Голубеву, уже по 55 р. за сотню, причем поденные и вообще все другие расходы по окончательной заготовке шпал должны быть произведены также за счет Голубева из тех же 55 руб.
Таким образом, не совершая никаких расходов и будучи вполне гарантирован от всякаго риска, г. Ревякин «зарабатывает» чистоганом по 25 р. на каждой сотне шпал. Предполагая, что и г. Голубев работает не себе в убыток, нетрудно уже представить, какую сумму переплачивает управление дороги за одну только заготовку шпал.
«Восточное Обозрение» № 70, 23 марта 1904 г.
Доклад министра путей сообщения князя М.И. Хилкова 26 марта 1904 г.
«Восточное Обозрение» №№ 94–96, апрель 1904 г.
26–го марта у контрагентов Арцыбышева и Королева в тоннеле на Толстом мысу вспыхнул пожар; как говорят, обнаружен поджог, так как найдено много горючаго материала, смоченнаго керосином. Благодаря сильной тяге в тоннеле огонь распространился быстро и жертвою его сделались до 18 погон. сажен подмостей. Обрушилось до 20 кубов породы, и огнем сильно попорчено 6 колец облицовочной кладки. Благодаря повреждениям, произведенным пожаром, окончание работ по проведению тоннеля запоздает.
«Иркутские губернские ведомости» № 3690, 2 апреля 1904 г.
-
Апрель. С Кругобайкальской жел. дороги нами получена телеграмма, что открытие участка кругобайкальской железной дороги Танхой–Култук и смычка пути состоятся на ст. Мурино второго апреля.
«Иркутские губернские ведомости» № 3691, 3 апреля 1904 г.
2 апреля смычка участка Култук–Танхой на станции Мурино.
«Иркутские губернские ведомости» № 3706, 19 апреля 1904 г.
Постройка новой галереи для защиты от обвалов.
«Восточное Обозрение» № 82, 7 апреля 1904 г.
Наши пути сообщения — интервью М.И. Хилкова корреспонденту газеты «Matin».
«Иркутские губернские ведомости» № 3696, 9 апреля 1904 г.
На станции Байкал ощущается давнишняя нужда в открытии особаго почтово–телеграфнаго отделения, так как существующие порядки, кроме утрат корреспонденции, ничего не дают. В интересах упорядочения почтоваго дела подрядчики кругобайкальской дороги готовы материально поддержать организацию и учреждение почтово–телеграфнаго отделения на ст. Байкал, но сочувствия в этом не встречают.
«Иркутские губернские ведомости» № 3698, 11 апреля 1904 г.
Весна на дворе! Наступает такое время, когда низшие организмы, вроде разных микробов, получают возможность отлично развиваться, и это надо иметь в виду, в особенности санитарному надзору Кругобайкальской ж.д. Что творится в клоаках–бараках господ контрагентов, трудно поддается описанию,— это надо видеть, чтобы поверить, что в таких условиях можно жить. Мало того, что самые бараки страшно загрязнены, но и около них на большую площадь сплошная помойная яма.
Теперь, когда кругом Байкала, кроме тысяч рабочих, еще масса войск, нужно втройне быть осторожным. Достаточно малейшей искры заразы, чтобы она разгоралась в колоссальный пожар, если своевременно не будет обращено внимания на всеобщее антисанитарное состояние бараков для рабочих по Кругобайкалью.
«Восточное Обозрение» № 87, 13 апреля 1904 г.
Сдача подрядчиками контролерам произведенных работ.
«Восточное Обозрение» № 87, 13 апреля 1904 г.
Мы слышали, что выписанныя контрагентами Арцыбышевым и Королевым из–за границы машины для бурения скальных грунтов в тоннелях электрической энергией оказались настолько плохого качества, что уступали почти в 11/2 раза работе вручную.
Контрагенты, установив через специалистов факт негодности машин, возбудили иск против завода и требуют, помимо стоимости машин, еще за причиненные ими убытки. Общая сумма иска достигает до 300 000 руб.
«Восточное Обозрение» № 87, 13 апреля 1904 г.
15 апр. в 10 ч. утра прибыл на ст. Иркутск г. министр путей сообщения князь М.И. Хилков и после кратковременной остановки проследовал на Байкал. Встретить его сиятельство на вокзал прибыл господин главный начальник края сенатор генерал–от–инфантерии граф П.И. Кутайсов, г. управляющий канцелярией иркутскаго военнаго генерал–губернатора, камергер Двора Его Императорскаго Величества Н.Л. Гондатти и другия начальствующия лица.
«Иркутские губернские ведомости» № 3703, 16 апреля 1904 г.
Крушение поезда с комиссией по приемке перегона Танхой–Култук.
«Восточное Обозрение» № 89, 15 апреля 1904 г.
Постройка новаго пассажирскаго здания на станции Байкал близится к окончанию. Не нынче–завтра начнут крыть его уже заготовленным железом; косяки дверей и окон уже вставлены, рамы и двери заготовлены. Нет еще чистых полов и печей. Недели через две вчерне и это будет готово.
«Восточное Обозрение» № 90, 16 апреля 1904 г.
Управлением Кругобайкальской ж. дороги от 14 февраля 1904 г. с подрядчиком Бонди заключены две новых подписки на окончание кладки опор для пропусков укладки мостов через реки Мурино, Утулик и Осиновку. Кладки опоры через эти реки должны были быть окончены еще в 1903 году на основании общаго договора, но г. Бонди не только не спешил с производством опор, но и затянул их до заключения новых условий на те же работы. Согласно договору, сроки окончания кладки опор были назначены: через Мурино — 12 августа, Утулик 8 августа и через Осиновку 12 июня 1903 г., между тем как по подпискам сроки перенесены на 17 февраля и 25 марта 1904 г.
Однако, выиграв по времени, г. Бонди не остался в долгу и в отношении финансовой стороны дела. За каждую подписку управление дороги обязуется уплатить по 25 000 рублей сверх той суммы, конечно, которую получит Бонди за укладку опор по общему договору.
«Восточное Обозрение» № 90, 16 апреля 1904 г.
На станции Байкал для нужд железной дороги строится большое водоемное здание. Работы по сооружению здания сданы подрядчикам Кругобайкальской железной дороги Горфину и Краевскому с условием возводить постройку из своего кирпича. С этой целью подрядчиками выстроены собственные кирпичные заводы, на время исполнения подряда, в которых и заготовляется кирпич. Однако после того уже, когда были произведены значительные запасы кирпича и было приступлено к возведению постройки здания, кирпич оказался непригодным. Изследование образцов кирпича, отправленных в железнодорожную лабораторию, дало такие результаты: звук глухой, внутри много пустот, глина плохо перемешана и плохо обожжен. Таким образом, небрежное отношение подрядчиков к изготовлению материала, прежде всего, может отразиться на своем же собственном кармане.
«Восточное Обозрение» № 90, 16 апреля 1904 г.
Господин министр путей сообщения князь М.И. Хилков, проехавший из Иркутска на Байкал, изволил, посредством гужевой переправы, переехать Байкал на ст. Танхой, откуда с особым поездом его сиятельство проехал по недавно оконченному железнодорожному пути на ст. Култук. В Култуке его сиятельство сел в кошевку и на лошадях совершил переезд в г. Иркутск по кругобайкальскому грунтовому тракту, проехав в 151/2 ч. разстояние в 88 верст по крайне тяжелой, вследствие распутицы, дороге. Из Иркутска, куда его сиятельство князь М.И. Хилков изволил прибыть 17 апреля в 10 ч. вечера, господин министр путей сообщения отбыл на ст. Байкал.
«Иркутские губернские ведомости» № 3706, 19 апреля 1904 г.
С апреля начинается движение по ветке Култук–Танхой.
«Восточное Обозрение» № 93, 20 апреля 1904 г.
16 апреля в Танхой прибыл министр путей сообщения князь Хилков. В тот же день он со служебным поездом отбыл в Култук для осмотра вновь принятой ветки Танхой–Култук. Поезд, отправленный со скоростью 20 верст в час, прибыл в Култук благополучно.
На ст. Танхой князь Хилков вручил начальнику ст. Гриневичу, нач. ст. на пристани г. Свистунову и старшему помощнику г. Ираклиеву — золотые часы за усердное отнесение своих обязанностей при движении грузов через оз. Байкал по рельсовому пути. По слухам из достоверных источников, некоторые из составителей поездов будут награждены серебряными медалями. Награды, именные часы с бриллиантами, получили начальники служб пути, тяги и движения Забайкальской ж.д.
С 18–го апреля устанавливается постоянное движение поездов по ветке Култук–Танхой.
«Восточное Обозрение» № 94, 21 апреля 1904 г.
Требования к владельцам частных лодок при плавании вблизи линии КБЖД.
О санитарном состоянии станции Байкал.
«Восточное Обозрение» № 99, 27 апреля 1904 г.
-
Май. Попытки договориться с подрядчиками об ускорении строительства КБЖД.
«Восточное Обозрение» № 106, 5 мая 1904 г.
Попытка организовать беспроволочное телеграфное сообщение через озеро Байкал.
«Иркутские губернские ведомости» № 3723, 6 мая 1904 г.
Вновь открытый для движения железнодорожный путь между станциями Култук и Утулик уже забалластирован и, вообще, работы по забалластировке пути Култук–Танхой идут скоро и успешно.
«Иркутские губернские ведомости» № 3724, 8 мая 1904 г.
Нам передают, что среди рабочих в Малой Шумихе свирепствует лихорадка.
«Иркутские губернские ведомости» № 3726, 11 мая 1904 г.
На Кругобайкальской ж.д. во время постройки были ст. Снежная и разъезд Веселый, а пришла временная эксплоатация и пришлось переименовать их в ст. Выдрино и разъезд Мангутай.
«Восточное Обозрение» № 113, 13 мая 1904 г.
Изменения на строительстве КБЖД из–за начала войны с Японией.
«Восточное Обозрение» № 113, 13 мая 1904 г.
Самый большой мост Кругобайкальской ж.д. через Березовую бухту 581/2 саж. отверстием близится в сборке к окончанию. 15 июня предполагают начать надвижку моста помощью понтонов. Понтоны уже заготовлены в Снежной.
«Восточное Обозрение» № 119, 20 мая 1904 г.
Работы по устройству безпроволочнаго телеграфа между станциями Байкал и Танхой близятся к окончанию. На первой установлены уже две мачты длиною в 18 саж., на второй пока только одна мачта.
«Иркутские губернские ведомости» № 3733, 20 мая 1904 г.
Количество несчастных случаев при строительстве КБЖД.
«Восточное Обозрение» № 122, 23 мая 1904 г.
Передают, что министр путей сообщения возвратился из поездки в Манчжурию, посетил ст. Малый Баранчик, осмотрев работы по сооружению кругобайкальской дороги. В скором времени, по приказанию министра, приступают к укладке рельсов на участке М. Баранчик, а на участке Байкал–Култук укладка пути будет вестись сразу в нескольких пунктах, по мере готовности земляного полотна.
«Иркутские губернские ведомости» № 3737, 24 мая 1904 г.
На первом участке от М. Баранчика к Култуку ведется спешно хозяйственным способом укладка пути в виду отказа от укладки подрядчика Половинкина, находящаго для себя эту работу невыгодною. Интересно сравнить потом цены на работы подрядную и хозяйственную.
«Восточное Обозрение» № 123, 25 мая 1904 г.
Нельзя не отметить деятельности санитарнаго надзора Кругобайкальской ж.д.; благодаря только ему в настоящее время по всей линии пока соблюдается неимоверная чистота. По примеру Кругобайкальской и Забайкальская дорога стала очищаться около ст. Байкал.
«Восточное Обозрение» № 123, 25 мая 1904 г.
Помощник начальника работ по постройке Кругобайкальской жел. дор. инженер Симберг телеграммой с линии от 20 мая сообщает, что на днях министр путей сообщения князь Хилков будет на линии постройки, желательно, чтобы подрядчики были на своих рабочих участках. Затем второю телеграммою 22 мая к начальнику работ просит сделать распоряжение о выезде начальника техническаго отдела, старшаго врача и заведующаго постройкой телеграфа на линию к 23 мая, когда князь Хилков будет осматривать работы по участку от Култука до Баранчика.
«Восточное Обозрение» № 123, 25 мая 1904 г.
Министр путей сообщения, князь Хилков, 23 мая отправился на пароходе «Второй» осматривать работы по сооружению кругобайкальской железной дороги.
«Иркутские губернские ведомости» № 3739, 26 мая 1904 г.
Господин министр путей сообщения, возвратясь из Маньчжурии, поселился по–прежнему в селе Лиственичном и приезжает ежедневно на ст. Байкал.
«Восточное Обозрение» № 126, 28 мая 1904 г.
-
Июнь. Поезда по линии Култук–Танхой с 28 мая до 15 июня отменены. Последнее время путь совсем расшатался, и поезда ходили со скоростью не более пяти верст в час, и потому решено приостановить движение на полмесяца, чтобы привести путь в более удовлетворительный вид.
С 31 мая ледокол «Ангара» будет возить пассажиров со ст. Байкал на ст. Мысовую, и почтово–пассажирские поезда будут ходить с Мысовой, а не со ст. Танхой, как это было до сего времени. Долго ли продлится такой порядок движения, пока неизвестно.
Тоннельныя работы на участках контрагентов: Перцова, Бонди и Андронникова подвигаются тихо. Главная причина — недостаток рабочих. Бонди выписал рабочих из Европейской России в количестве 500 человек. Они прибыли и, узнав про несчастные случаи на этих работах, отказались работать. Сейчас это дело улаживается.
В Слюдянской больнице сейчас находится до 100 человек больных, в этом числе около 50 увечных.
«Восточное Обозрение» № 136, 9 июня 1904 г.
10 июня, в 3 часа 56 мин. дня, министр путей сообщения, князь М.И. Хилков с экстренным поездом отбыл из Иркутска в г. Петербург.
«Иркутские губернские ведомости» № 3755, 12 июня 1904 г.
Безпроволочный телеграф, установка котораго производится на ст. Байкал и Танхой, не может пока дать практических результатов, и производившиеся до сего времени опыты оказались неудачными по причине непригодности некоторых частей, требующих замены и выписки. Таким образом, фактическое действие безпроволочнаго телеграфа на некоторое время задерживается и не может быть открыто ранее получения недостающих к нему частей.
«Иркутские губернские ведомости» № 3757, 15 июня 1904 г.
Среди подрядчиков укоренился обычай не платить рабочим денег за произведенныя ими работы. Такое положение вещей уже неоднократно вело к случаям перерывов работ и различнаго рода недоразумениям между подрядчиками и рабочими, отражающимся на срочном и успешном продолжении постройки. В виду всего этого, министр путей сообщения предложил начальнику работ самым строгим образом следить за правильной уплатой рабочим заработанных ими денег, а в случае малейшей задержки, производить им уплату денег непосредственно за счет залогов подрядчиков в счет причитающихся им платежей. Если условие договора до сего времени не служило гарантией в выдачи рабочим платежей, то может быть, данное распоряжение самаго г. министра окажет некоторое воздействие на неисправность г.г. контрагентов.
«Восточное Обозрение» № 147, 22 июня 1904 г.
Премии подрядчикам за ускорение строительства КБЖД.
«Иркутские губернские ведомости» № 3768, 26 июня 1904 г.
Структура расходов на строительстве КБЖД.
«Иркутские губернские ведомости» № 3769, 27 июня 1904 г.
Несмотря на заключение условий по ускорению работ, гг. подрядчики слишком не спешат с этим ускорением. Контрагент Андронников получил уже третий понудительный наряд на производство работ в тоннеле. Начальником постройки предписано подрядчику Андронникову до 1 июля озаботиться увеличением рабочей силы в количестве, необходимом для успешнаго окончания пробивки и обделки тоннеля. В случае же неисполнения условий и на этот раз, подрядчик Андронников, на основании §37 договора, будет устранен от выполнения подряда.
«Восточное Обозрение» № 152, 27 июня 1904 г.
-
Июль. Введение войсковой охраны на КБЖД.
«Восточное Обозрение» № 158, 4 июля 1904 г.
Оплата тоннельных работ на Кругобайкальской железной дороге.
«Восточное Обозрение» № 158, 4 июля 1904 г.
Причины произвольного изменения первоначального проекта КБЖД.
«Восточное Обозрение» № 158, 4 июля 1904 г.
Контрагенты Кругобайкальской жел. дор., желая окончить работы к сроку и получить премию, нуждаются в рабочем элементе; чтобы найти его, они отправили с линии агентов для наемки рабочих в Иркутске, но те после долгих поисков, вместо нужнаго количества, нашли только не более 10%, из которых половина вновь отказывается от подписания условий с контрагентами.
«Восточное Обозрение» № 160, 7 июля 1904 г.
Правила перевозки по КБЖД в период временного движения.
«Восточное Обозрение» № 167, 15 июля 1904 г.
Обвалы на Кругобайкальской железной дороге.
«Восточное Обозрение» № 167, 15 июля 1904 г.
Ускорение работ на тоннеле Шарышалгай.
«Восточное Обозрение» № 170, 18 июля 1904 г.
Телеграф постройки Кругобайкальской ж.д. начал правильно функционировать по всей линии. С 20 июля на участке Иркутск–Култук, где еще нет временнаго движения,— по станциям М. Баранчик, Маритуй, Култук, и управлением установлены ночныя телеграфныя дежурства.
«Восточное Обозрение» № 173, 22 июля 1904 г.
Подорожание работ в связи с открытием воинского движения.
«Восточное Обозрение» № 176, 25 июля 1904 г.
Министр путей сообщения кн. Хилков выезжает 25–го июля на Байкал в видах ускорения постройки Кругобайкальской жел. дор.
«Восточное Обозрение» № 179, 29 июля 1904 г.
Причины возникшего недостатка рабочей силы на строительстве КБЖД.
«Восточное Обозрение» № 181, 31 июля 1904 г.
-
Август. На работах контрагента Кругобайкальской ж.д. Перцева в Пади Тройная Губа появились больные брюшным тифом, из которых четверо поступили в железнодорожную больницу — в Маритуе; кроме того, есть много больных с желудочно–кишечными заболеваниями.
7 августа. Прибытие министра путей сообщений.
«Иркутские губернские ведомости» № 3807, 8 августа 1904 г.
Санитарный надзор жалуется на недоброкачественность продуктов, отмечая главным образом испорченность муки. Испортившаяся и слежавшаяся в комья мука сначала разбивается и толчется, а затем в смеси с хорошей идет в продажу.
«Восточное Обозрение» № 185, 5 августа 1904 г.
Недавно на участке работ одного из контрагентов Кругобайкальской ж.д. происшедшим обвалом засыпана и уничтожена свободная галерея. К месту происшествия выехала от управления дороги комиссия, состоящая из начальника техническаго отдела, старшаго инженера и инж. по гражд. сооружениям. Комиссия осмотрит обвал и примет меры к обходу временным путем галереи, для устранения могущей произойти вследствие обвала задержки предполагаемаго в скором времени пропуска перваго поезда и открытия временнаго движения на Кругобайкальской ж.д.
«Восточное Обозрение» № 189, 10 августа 1904 г.
В виду выяснившейся невозможности начать и непрерывно производить укладку и балластировку путей на участке от ст. Байкал до 71 версты Кругобайкальской жел. дор. при помощи подвижного состава, подрядчик Половинкин, взявший на себя производство этих работ до Танхоя, согласился на изъятие из договора работ по балластировке и укладке до 71 вер. с тем, чтобы эти работы были исполнены по усмотрению г. начальника работ хозяйственно другими лицами за счет казны. Вследствие такого уменьшения количества работ и стоимости их подрядчику возвращается соответственная часть залоговых сумм.
В возмещение понесенных подрядчиком убытков и расходов по приготовлению к производству укладки и балластировки на участке Байкал — 71 верста управление уплачивает ему 4000 руб.
«Восточное Обозрение» № 190, 11 августа 1904 г.
10–го августа должно быть открыто полное водоснабжение на ст. Байкал, Маритуй и Шарыжалгай и водоснабжение из одной гидравлической путевой колонны на ст. Хвойная. Окончательная засыпка труб на этих станциях должна быть произведена не позже 1–го октября; к этому же времени будет открыто на ст. Хвойной водоснабжение из другой гидравлической колонны, до открытия действия которой время будет занято окончательной отделкой откоса выемки ст. Хвойной.
За исполнение этих работ в сроки управление уплачивает премии 4 тыс. руб., в случае же опоздания сроков окончания с подрядчика удерживается по 1000 руб. за каждые два дня опоздания, но с таким расчетом: если водоснабжение будет открыто к 12 августа, то подрядчику уплатятся 3000 р., если 14 августа — 2000 р. и т.д.; если же водоснабжение закончится к 18 августа, то приплат подрядчику не полагается.
«Восточное Обозрение» № 190, 11 августа 1904 г.
На днях министр путей сообщения князь Хилков предполагает совершить поездку на вагонетке или дрезине от Байкала до Култука.
Начальство дороги предложило контрагентам и начальникам 1 и 2 участков принять все меры для безпрепятственнаго проезда: осветить тоннели лампами и факелами, а порталы у них украсить елью, а также приготовить достаточное количество лодок в тех местах, где вследствие неоконченности укладки, проезд не возможен.
Министра будут сопровождать начальствующия лица дороги.
«Восточное Обозрение» № 191, 12 августа 1904 г.
Причина появления невероятного количества изувеченных людей в Иркутске.
«Восточное Обозрение» № 193, 14 августа 1904 г.
Задержка с установкой моста в Березовой бухте.
«Иркутские губернские ведомости» № 3817, 19 августа 1904 г.
10 авг. окончена перекатка шестидесятисаженного моста, весом 40 000 пуд., через Березовую бухту озера Байкал на Кругобайкальской ж.д. Особенную трудность при этом представляло то, что один конец моста все время находился на баржах, которыя были в полной зависимости от волн Байкала. 8, 9 и 10 августа перекатка происходила в присутствии министра путей сообщения. Части моста изготовлены обществом Николаевских заводов.
«Восточное Обозрение» № 198, 20 августа 1904 г.
Вчера, в присутствии г. министра путей сообщения, его сиятельства князя М.И. Хилкова, начальника забайкальской дороги А.А. Свентицкаго и др. администраторов этой дороги, совершено освящение новаго здания вокзала на ст. Байкал.
«Иркутские губернские ведомости» № 3811, 12 августа 1904 г.
В Шабартуе недавно с парохода вышли 2 женщины с грудными детьми на руках. Усердно укачивая и ухлопывая укутанных младенцев, женщины проходили мимо жандарма. На вопрос жандарма, откуда они, женщнны отвечали, что ездили в Иркутск крестить младенцев, что звать одного Иваном. Показать малюток бабы не сопротивлялись, но затараторили, что покамест они разговаривают, главные–то спиртоносы и уйдут, но все–таки бабам пришлось открыть младенцев, причем у одной он превратился... в боченок со спиртом в 1 ведро 2 бут. Другая же бабенка, видя это, заявила, что у нея вместо дитяти только одна 1/4 спирта. «Младенцы» была отобраны у баб жандармом.
«Восточное Обозрение» № 194, 15 августа 1904 г.
30 августа на перегоне между станциями забайкальской железной дороги Мишиха и Переемная произошел громадный обвал земли в количестве до 200 кубов, вследствие чего железнодорожное полотно на протяжении 25 сажен было сдвинуто в сторону озера Байкала на целую сажень. Своевременно замеченный путевым сторожем обвал произошел вследствие сильных дождей. Прерванное обвалом железнодорожное движение было возстановлено через шесть часов.
«Иркутские губернские ведомости» № 3831, 2 сентября 1904 г.
-
Сентябрь. Дополнительный кредит на постройку Кругобайкальской ж.д. В настоящее время по особому срочному циркуляру управления работ по постройке Кругобайкальской ж.д. гг. заведующему материальной частью, начальнику телеграфа, старшему врачу, заведывающему отчуждением, заведывающему механической частью, начальникам участков и производителям тоннельных работ, производится выяснение размеров дополнительнаго кредита, нужного на постройку Кругобайкальской ж.д., так как выяснили, что первоначально исчисленнаго кредита для успешнаго окончания работ не хватит.
«Восточное Обозрение» № 210, 3 сентября 1904 г.
С 1 сентября по 31 декабря 1904 года, рабочие кругобайкальской железной дороги, отправляемые на родину по распоряжению местных властей, будут перевозиться по казенным железным дорогам в вагонах III и IV классов безплатно, при условии предъявления надлежащих свидетельств от местнаго начальника охраны или начальника дороги.
«Иркутские губернские ведомости» № 3873, 17 октября 1904 г.
Экстренные расходы для ускорения строительства КБЖД.
«Иркутские губернские ведомости» № 3832, 3 сентября 1904 г.
По Кругобайкальской дороге укладка рельс между Култуком и Байкалом окончена 6 сентября. Поезда будут иметь возможность начать движение около 10 сентября.
«Восточное Обозрение» № 215, 9 сентября 1904 г.
Нам телеграфируют со ст. Байкал: «Первый поезд из Култука прибыл седьмого сентября, в 8 часов утра. Помощн. нач. постройки инж. Симберг».
«Восточное Обозрение» № 214, 8 сентября 1904 г.
Проходом первого пробнаго поезда от Култука на Байкал и прибытием его на эту станцию в ночь на 7 сентября Кругобайкальская железная дорога считается открытою.
Смычка уложеннаго рельсоваго пути произведена в 44 верстах от ст. Байкал в Маритуе. 12 сентября в присутствии г. министра путей сообщения статс–секретаря князя М.И. Хилкова, инспектора движения фон–Зеля, начальников дорог: Кругобайкальской Б.У. Савримовича, Забайкальской А.А. Свентицкаго и Сибирской В.М. Павловскаго и др. лиц будет произведено определение степени возможнаго рабочаго движения по новой дороге, с каковою целью поезд пройдет от Байкала до Култука, чем завершится ея фактическое открытие. Торжества по этому случаю, как мы слышали, не будет.
«Иркутские губернские ведомости» № 3839, 11 сентября 1904 г.
11 сентября. Вечером отправлен из Иркутска на Байкал специальный поезд для приглашенных; с Байкала отправляются два поезда — министра путей сообщения и служебный, прибывают в Култук в 6 ч. вечера.
«Восточное Обозрение» № 219, 14 сентября 1904 г.
Первый поезд Кругобайкальской железной дороги.
«Иркутские губернские ведомости» № 3845, 18 сентября 1904 г.
12 сентября, утром, на ст. Байкал был составлен поезд из двух пассажирских вагонов, двух товарных и двух открытых платформ. Весь этот состав двигал небольшой паровоз–кукушка. Платформы были разукрашены зеленью, цветами, цветной материей, а сверху из парусины над ними сделаны покровы. На них поместился министр путей сообщения, все сопровождающее железнодорожное начальство, проводники и рабочие. Начальник постройки ехал в первом вагоне.
Министр, простившись с супругою, поехавшей вместе с начальником переправы на пароходе «Второй», распорядился трогать поезд. Поезд благополучно дошел до Маритуя, а за Маритуем второй вагон сошел с рельс, но умелый машинист хорошо остановил поезд.
По приезде в Култук комиссия отправилась на закуску в общественное собрание, некоторые же члены ея отобедали на пароходе «Второй».
«Восточное Обозрение» № 222, 17 сентября 1904 г.
По приказанию министра путей сообщения на воскресенье 12 сентября отправилась комиссия для осмотра пути Кругобайкальской ж.д. Поезд для комиссии должен был предоставлен на ст. Байкал к 9 час. утра 12 сентября. В этом поезде следует министр, начальники 1 и 2 участков, начальники дистанций и производители тоннельных работ должны сопровождать этот поезд в пределах своих участков и дистанций, причем, начальникам дистанций — быть на паровозе, имея при себе дорожных мастеров в пределах их околодков; путевые и тоннельные сторожа и рабочие охраны должны быть при исполнении своих обязанностей. При проезде поезда через тоннель, поезд провожает производитель тоннельных работ.
Для комиссии по осмотру пути Кругобайкальской ж.д. в Култуке будет дан обед. Помещением воспользовались в доме начальника 3–го уч. постройки — Б.
«Восточное Обозрение» № 219, 14 сентября 1904 г.
Торжественная укладка последнего звена рельсов на КБЖД.
«Иркутские губернские ведомости» № 3855, 28 сентября 1904 г.
14 сентября. На вчерашнем обеде, устроенном по случаю прохода перваго поезда по новой линии Байкал–Култук, присутствовал министр путей сообщения с супругой. В 11–м часу они проследовали поездом в Танхой. Открытие всей Кругобайкальской дороги приурочивается ко дню восшествия на престол Государя. Проход перваго поезда совершен безпрепятственно.
«Восточное Обозрение» № 221, 16 сентября 1904 г.
Вчера в 9 ч. утра прибыл на ст. Иркутск по забайкальской железной дороге господин министр путей сообщения статс–секретарь князь М.И. Хилков. Его сиятельство изволил посетить город, где делал визиты и затем в 3 ч. 46 м. дня по расписанию скораго поезда отбыл в С.–Петербург.
Электрическая сигнализация устраивается во всех тоннелях участка Байкал–Култук на кругобайкальской железной дороге и будет заключаться в автоматическом звоне колокола перед проходом поезда в тот или другой тоннель.
Станции и разъезды, построенные на Кругобайкальской железной дороге.
«Иркутские губернские ведомости» № 3844, 17 сентября 1904 г.
15 сентября отбыл в Петербург министр путей сообщения князь Хилков. Уезжая, министр обещал возвратиться в Иркутск 25 октября или, самое позднее, 10 ноября.
«Восточное Обозрение» № 222, 17 сентября 1904 г.
Строительство железной дороги по берегу Байкала — ошибка.
«Восточное Обозрение» № 224, 19 сентября 1904 г.
После произведеннаго техническаго осмотра участка Байкал–Култук министром пут. сообщ. разрешено открыть на нем временное движение рабочих поездов и груженых вагонов с таким расчетом и в таких размерах, чтобы не мешать работам по достройке. Все работы по достройке и по проведению пути на этом участке в положение, пригодное для коммерческого движения, производятся строительным управлением Кругобайкальской дороги. Обслуживание же участка паровозами, вагонами и паровозной прислугой возлагается на управление Забайкальской дороги.
«Восточное Обозрение» № 227, 23 сентября 1904 г.
25 сентября отправлен от ст. Байкал к Култуку поезд с агентами службы движения, назначенными на станции Кругобайкальской жел. д. на этом перегоне. Балластировка перегона Байкал–Култук производится с 2–х сторон, но за отдаленностью балластных карьеров, расположенных один около Слюдянки, а другой около Михалево, подвигается очень медленно.
«Восточное Обозрение» № 234, 1 октября 1904 г.
Стоимость Сибирской железной дороги.
«Иркутские губернские ведомости» № 3854, 27 сентября 1904 г.
29 сентября из Иркутска выехала специальная для осмотра дороги Байкал–Култук комиссия, в составе главнаго контролера г. Фовицкаго, начальника забайкальской дороги г. Свентицкаго и администрации по постройке кругобайкальской дороги и др., на предмет определения возможности принятия в эксплоатацию последняго участка достраиваемой кругобайкальской дороги.
«Иркутские губернские ведомости» № 3859, 3 октября 1904 г.
-
Октябрь. Меры предупреждения несчастий с поездами на КБЖД
«Восточное Обозрение» № 234, 1 октября 1904 г.
В виду предстоящей сдачи Кругобайкальской жел. д. в эксплоатацию, 11 октября на линию ея выехала комиссия для предварительнаго осмотра пути, мостов и гражданских сооружений.
«Восточное Обозрение» № 244, 13 октября 1904 г.
Временное движение на участке Танхой–Култук, как известно, открыто с 3 апреля сего года, без полной передачи этой части кругобайкальской дороги в эксплоатацию дороги забайкальской. В данное время особая комиссия из представителей всех служб забайкальской дороги производит осмотр и учитывает недоделки на этом участке в видах совершенной передачи участка в ведение и эксплоатацию забайкальской дороги.
«Иркутские губернские ведомости» № 3877, 21 октября 1904 г.
Этапы постройки Кругобайкальской железной дороги.
«Иркутские губернские ведомости» № 3878, 22 октября 1904 г.
27–го октября по линии Кругобайкальской ж.д. пущен был пробный поезд из 3–х паровозов для испытания мостов на перегоне Байкал–Маритуй. Мосты выдержали испытание.
«Восточное Обозрение» № 259, 30 октября 1904 г.
Первый поезд. 29 октября, в 9 ч. вечера, в Иркутск по Кругобайкальской железной дороге пришел 1 сибирский военно–санитарный Великой Княжны Анастасии Николаевны поезд, под начальством коменданта поезда капитана Кожина, в составе 35 вагонов с ранеными и больными: 420 нижних чинов и 24 офицеров. От Култука до Байкала поезд шел с 10 ч. утра до 3 ч. д. и вполне благополучно, развивая местами скорость до 20 верст в час. Поезд сопровождала комиссия во главе с инспектором министерства путей сообщения г. фон–Зеля. Таким образом, открылась возможность спокойной безпересадочной перевозки раненых непосредственно из Харбина.
«Восточное Обозрение» № 260, 31 октября 1904 г.
-
Ноябрь. Временное движение на Кругобайкальской ж.д. После техническаго осмотра участка Байкал–Култук министром путей сообщения разрешено открыть на нем временное движение рабочих поездов и груженых вагонов с таким расчетом и в таких размерах, чтобы не мешать работам по достройке.
Исполняя соответствующее распоряжение министра путей сообщения, управления Забайкальской и постройки Кругобайкальской железных дорог, в особом заседании пришли к соглашению и выработали подробности открытия временнаго движения на вновь выстроенном участке Байкал–Култук.
«Восточное Обозрение» № 265, 6 ноября 1904 г.
Трудности с реализацией права на бесплатный проезд рабочих КБЖД.
«Иркутские губернские ведомости» № 3897, 10 ноября 1904 г.
Движение поездов по всей кругобайкальской железной дороге доведено уже до пяти пар поездов в сутки. С Востока чрез кругобайкальскую дорогу, сквозным путем, ежедневно следуют на Иркутск и далее транспорты раненых.
«Иркутские губернские ведомости» № 3900, 13 ноября 1904 г.
По Кругобайкальской ж.д. в настоящее время ежедневно ходят пять товарных поездов, причем, если случится санитарный поезд, он пускается в то же число пяти поездов. В ближайшем будущем вводится шестой поезд. По линии открыты разъезды.
«Восточное Обозрение» № 272, 14 ноября 1904 г.
Кругобайкальская дорога, задерживая разсчеты с контрагентам за сверхсметныя и сверхурочныя работы, породила тот факт, что даже наиболее крупные из них, как гг. Бонди, Березовский, князь Андронников, принуждены были направить своих рабочих за окончательными разсчетами в управление по постройке дороги, пред зданием котораго теперь ежедневно стоят сотни народа и получают, наконец–то, заработанныя деньги.
«Иркутские губернские ведомости» № 3909, 23 ноября 1904 г.
Конфликты с рабочими у подрядчиков на строительстве КБЖД.
«Восточное Обозрение» № 280, 24 ноября 1904 г.
-
Декабрь. Проблемы расчетов подрядчиков с рабочими на строительстве КБЖД.
«Восточное Обозрение» № 289, 4 декабря 1904 г.
По Кругобайкальской ж.д. давно уже ходят и товарные, и пассажирские поезда, а начальство все еще медлит с установкою уклонных знаков и знаков для кривых.
«Восточное Обозрение» № 289, 4 декабря 1904 г.
Станция Маритуй на Кругобайкальской железной дороге.
«Иркутские губернские ведомости» № 3922, 6 декабря 1904 г.
Кругобайкальская жел. дорога, передвигая ежедневно восемь пар поездов, с 15 декабря переходит на 17 пар поездов в сутки и осуществляет ранее намеченное забайкальскою дорогою железнодорожное движение.
«Иркутские губернские ведомости» № 3923, 8 декабря 1904 г.
Награды за строительство Кругобайкальской дороги.
«Восточное Обозрение» № 298, 22 декабря 1904 г.