Обвалы на Кругобайкальской дороге
На Кругобайкальской жел. дороге с целью предотвращения полотна дороги от действия обвалов построено до 40 галерей, из которых каждая стоит казне, по среднему подсчету, около 100 000 рублей.
Однако оне в действительности мало оправдывают свое назначение. Как до возведения галерей обвалы были грозным явлением, так и после сооружения последних обвалы не утратили своего разрушительнаго действия на линию.
В некоторых случаях обвалы стали угрожать не только сооружениям дороги вообще, но и самим строителям, а после передачи дороги во временную эксплоатацию — и пассажирскому движению.
За последнее время в хронике обвалов наблюдается даже некоторое постоянство, что характеризует, отчасти их прогрессивное развитие.
Если до окончания работ на Кругобайкальской жел. дороге обвалы были главным образом результатом ливней и вообще стихий природы, то в настоящее время они вызываются и другими причинами: сотрясением почвы во время движения поездов, недоборкой откосов, недосмотром обвальных сторожей и лиц техническаго надзора и т.п. За последние три–четыре месяца на одном только из участков (50–60 в.) произошло свыше 10 больших обвалов, имевших результатом печальныя последствия.
Один случай (на 118 версте) был с человеческими жертвами, два — повреждения поездного состава, один — разрушения обвалом жилого здания; на 68 вер. обвалом были поломаны шпалы и рельсы, на 112 в. то же самое, у галереи № 36 разрушена забутка на работах подрядчика Подлесскаго — пострадала сухая кладка галереи и поврежден один из тоннелей и т.д.
Источник: «Восточное обозрение» № 195, 6 сентября 1905 г.