Особенности трудовых отношений на строительстве Кругобайкальской дороги
Скоро приступят к работам по проведению Кругобайкальской ж. дороги и поэтому своевременно обратить некоторое внимание на условия, благоприятствующия лучшей утилизации сил и средств, и на то, чтобы дорогостоющий железнодорожно–строительный опыт не пропал даром.
Мы здесь не станем касаться технической стороны,— это дело специалистов,— но общественный момент, связанный с таким крупным делом, заслуживает быть отмеченным. И прежде всего здесь следует остановиться на положении рабочих.
Рабочий вопрос в Сибири имеет одну особенность: здесь не избыток предложения рук, а, наоборот, недостаток их. В прошлый строительный период этот недостаток до некоторой степени компенсировался тем, что постройка Сибирской ж.д. совпала с застоем в железнодорожном строительстве коренной России; теперь налицо другое положение вещей. Одновременно с Кругобайкальским путем пойдут работы в Оренбург–Ташкентском направлении, изыскания по проведению ветви от Тюмени к одному из пунктов по Оби, целый ряд новых ветвей в самой России; наконец новый закон, предоставляющий губернаторам самостоятельно разрешать постройку подъездных путей, не может не отразиться усилением местнаго строительства. Все это поведет к тому, что сибирская постройка будет ощущать сильный недостаток в рабочих руках. В виду этого существенно необходимо создать такия условия, которыя бы, уравновешивая общия неудобства,— как суровость климата, дальность разстояния и т.п.,— привлекали рабочий люд.
Между тем опыт показал, что именно сибирския работы, идущия вдали от глаза сторонняго наблюдателя, до сих пор не могли похвастаться нормальной постановкой. Расчеты производятся несвоевременно, причем не редкость — расплата ордерами, по которым в лавках выдают даже не то, в чем нуждается рабочий, а, например, предметы роскоши, которые рабочий вынужден сбывать с крупным для себя убытком. Мало того, судебные отчеты показали, что здесь зачастую не соблюдается элементарное требование найма: в рабочих книжках не обозначают заработной платы, оставляя тем широкий простор для злоупотреблений. Помещения из рук вон плохи и простой шалаш с спаньем на земле, устланой ветвями, далеко не редкость.
Но особенно ненормально положение больных и раненых. Приспособлений для перевозки никаких, и при постройке Кругобайкальской дороги это будет особенно чувствительно. Безусловно необходимо озаботиться о перевозочных средствах, особенно на восточном участке, от Култука до Мысовой.
Небрежное отношение к больным сказывается в выдаче подрядчиками бюллетеней, т.е. удостоверения о том, что данный больной состоял рабочим, без котораго больница не имеет права принять рабочаго. Выдача без всякой нужды, в силу простой небрежности, надолго затягивается, болезнь запускается. Помимо непосредственнаго вреда для рабочаго, это экономически невыгодно, так как продолжительное лечение дорого стоит. Существенно необходимо принять меры к тому, чтобы право выдачи бюллетеней имел каждый член техническаго надзора, причем промедление должно влечь за собою штраф с виновника в пользу больничнаго капитала.
По странной экономности, тот небольшой процент, который теперь изымается с подрядчика на больничное дело, не весь расходуется на эту часть. Этому нужно положить предел и не экономить на здоровье людей.
Самыя больницы обыкновенно устраиваются «на глазок», без всякаго расчета, а между тем у нас уже есть опыт и можно было бы путем статистических данных установить больничную норму при данном числе рабочих и характере работ.
На Кругобайкальской дороге, как мы слышали из достовернаго источника, решено сдавать работу только крупным подрядчикам. По словам опытных и безпристрастных людей, это имеет свою хорошую сторону в том, что, вообще говоря, положение рабочего у крупных подрядчиков лучше, чем у мелких. Но есть и другая сторона медали. Крупный подрядчик обладает не только крупным капиталом, но и большими связями и влиянием. Бороться с их злоупотреблениями техническому надзору безконечно труднее. Поэтому в виде корректива, существенно необходимо ввести такое условие, по которому все неисправности влекли бы расторжение контракта, причем продолжение работ должно совершаться за счет подрядчика с отнесением на его же счет и могущих быть перерасходов.
Можно быть уверенным, что один–два примера, которые показали бы, что такое условие вводится не для острастки только, но и применяется на деле, заставили бы подрядчиков внимательнее относиться к делу и людям.
Источник: «Восточное обозрение» № 198, 7 сентября 1901 г.