О выборе подрядчиков для строительства кругобайкальской линии
На днях в управлении по постройке кругобайкальской железной дороги должен решиться вопрос, кому из подрядчиков, изъявивших желание принять на себя большую или меньшую часть этой постройки, дело это будет поручено. Хотя, конечно, решение этого вопроса зависит почти исключительно от знания технических условий этой постройки, но мы, прислушиваясь к мнению общества, которое не только здесь у нас, в Иркутске, но даже далеко за пределами России, интересуется чрезвычайно трудной и важной дорогой, находим не лишним высказать и свое мнение.
Работы по постройке этой дороги сдаются не с торгов, на которых обыкновенно подряд остается за тем, кто дешевле берется исполнить работы, а сдаются по так называемой конкуренции, где вопрос об отдаче работ тому или другому подрядчику решается в зависимости от того, насколько условия, предложенные контрактом, рекомендуют его благонадежность, понимание дела и успешное выполнение работ.
Такой способ отдачи работ по постройке кругобайкальской жел. дор. вполне заслуживает одобрения, так как великий сибирский путь стоил столько миллионов казне, что теперь, когда осталось только соединить сибирский путь по ту и сю сторону Байкала, каковой остаток вместе с тем составляет одну из самых трудных в мире железнодорожных работ, теперь надо гнаться не за дешевизной, а за тем, чтобы работа эта была исполнена не так, чтобы крушения начались с первых же дней открытия эксплоатации.
Достаточно видели мы примеров при постройке забайкальской железной дороги, когда работы раздавались не людям, имена и деятельность которых могли бы гарантировать успешное выполнение принятой ими на себя задачи, но раздавались прямо людям, не имевшим никогда ничего общаго с постройками вообще, и железнодорожными в особенности.
В результате получилось неудовлетворительное окончание работ, разорение многих мелких подрядчиков, масса судебных исков и безчисленное количество крушений.
Кругобайкальская дорога, говорят специалисты, по своим геологическим и климатическим условиям, будет труднейшая, какую когда–либо приходилось строить русским инженерам и подрядчикам, и мы думаем, что управление по постройке ея примет теперь своевременно все меры к тому, чтобы при выборе лиц, кому оно поручит постройку ея, гарантировать, по возможности, умелое и добросовестное выполнение работ, заботясь о цели постройки дороги, а не о средствах к достижению этой цели.
Средств казна дает много, пусть только они уходят на дело и пусть этот последний гигантский подвиг сибирской дороги соединит обе ея половины такой дорогой, по которой мы смело могли бы летать на курьерских поездах, не боясь свалиться в Байкал. От всей души желаем управлению по постройке с честью кончить это трудное, великое дело.
Источник: «Иркутские губернские ведомости» № 246, 10 ноября 1901 г.