О торговле алкоголем на КБЖД
С тех пор как винная торговля существует, известна изобретательность ея агентов по обходу различных формальностей. Когда началась строиться Кругобайкальская дорога, администрация ея, имея в виду сорокаградусное наслаждение рабочаго и не–рабочаго, разрешила иметь на своих участках ренсковые погреба: от Баранчиков до Култука — Голдобиной 2, от Култука до Снежной — Бутину 1 и от Снежной до Мысовой — Середкину 1. Лица, которым это разрешение последовало, были обязаны производить торговлю из погребков по ценам не свыше 20% иркутских, по установленным кондициям.
В свое время появляется некто Л., который берет в аренду рыбныя ловли и сенокосныя места у казаков около берегов Байкала, от Баранчиков до Безымянки, на протяжении 100 верст, за 150 руб., с таким расчетом, что как бы в пользу дороги ни была экспроприируема земля, все–таки останутся клочки арендованной земли, на которых можно построить еще кабак. Так оно и было: когда Голдобина, Бутин и Середкин открыли свои ренсковые погреба, тогда и Л., войдя в компанию с В., открыли тоже погреба: в Баранчиках, в Пыловке, в Ивановке, в Половинке, Маритуе, Шербатуе, Шершелагае, Крутой губе, Хабартуе и два винных склада в Половинке и Безымянке. Словом, вся строющаяся дорога оказалась усыпанной ренсковыми погребами. — Когда администрация дороги завопила от избытка кабаков, потребовалось вмешательство местных полицейских властей, были приняты меры к закрытию кабаков.
Как и следовало ожидать, пошли жалобы, в которых доказывалось законное приобретение патентов и законное открытие, почему дела компании арендаторов рыбной ловли так обстояли, что периодически их ренсковые погреба то закрывали, то открывали вплоть до Новаго года.
В конце минувшаго года, по ходатайству ли подрядчиков, или по почину агентов дороги, состоялось постановление, по которому открытие ренсковаго погреба сопряжено с получением разрешения жандармскаго управления, губернатора, а затем уже и акцизнаго ведомства. Тогда «рыболовы» открывают ходатайство пред акцизным ведомством о выдаче им патентов на открытие складов по той же линии.
Так как вопрос об отсутствии разрешений административной власти касался погребов, то акцизное ведомство разрешило патенты и на этом основании учреждены четыре оптовых винных склада: в Баранчиках, Половинке и Безымянке и Крутой губе.
Однако ж, соображая место и цель открытия складов, невольно следует натолкнуться на мысль, зачем и для чего было открывать склад в таком не заселенном месте, откуда некуда отправлять или отпускать. Хотя на «рыболовов» составлены протоколы и акты, но протоколы имеют свою силу, а склад — свою. Склад имеет свои преимущества!
Источник: «Восточное обозрение» № 59, 11 марта 1903 г.