Поход по Байкалу на байдарке.
Вдоль Старой Кругобайкальской железной дороги.
2000 год
- Часть 1. Участок от Иркутска до реки Малая Шумиха
- Часть 2. Участок от реки Малая Шумиха до мыса Столбы
- Часть 3. Участок от мыса Столбы до города Иркутск
День 5. 7 августа, понедельник. 11:00 — 18:30.
Река Малая Шумиха (103 км) — 127 км Кругобайкальской железной дороги, 24 км
Стоит удивительно тихая погода. Вода — зеркало и, что самое неожиданное, достаточно теплая для купания — температура ее явно выше 18 градусов. Берега становятся скалистыми, часто отвалы породы времен строительства дороги уходят прямо в воду, делая невозможным подход к берегу на байдарке при малейшем волнении.
На этом участке часто попадаются красивые скалы. Очень уютно выглядит мыс Половинный с его знаменитым тоннелем, самым длинным на Кругобайкальской железной дороге. На галечном пляже мыса можно высадиться даже при волнении. Мы вышли, чтобы посмотреть на пляж и прекрасно сохранившийся тоннель. Несмотря на длину — 807 метров, где–то очень далеко виден выход из тоннеля, в верхней части портала — дата строительства: «1902–1904». На мысу много мест для стоянки и видно, что места эти редко пустуют. Мы попали в один из таких редких моментов — на берегу не было ни одного человека.
Отсутствие туристов несколько озадачивает — места эти очень доступны, и я слышал, что туристов здесь бывает очень много, да и следы говорят сами за себя. Тем не менее нам встретились пока всего несколько человек в первый день пребывания на Байкале. Я не считаю цивилизованных людей, красиво и спокойно возлежащих в шезлонгах на многочисленных базах отдыха, разбросанных по всему берегу. Это несчастные люди, им не суждено увидеть всей той красоты, которую увидит взмыленный дикий турист, с остервенением прущий свой набитый рюкзак к ему одному известной цели. Правда, я не могу согласиться с тем, что бить ноги, имея под боком такое количество первосортной воды, нормально.
Вечером долго не могли найти место для стоянки. После долгих поисков решил встать прямо за бетонной береговой стеной. Там, среди кустов в высокой нетронутой траве оказалось ровное место. Очень непросто было втащить наверх байдарку и ухитриться при этом не продырявить ее торчащей из бетона арматурой, кроме того был риск остаться здесь надолго, если поднимется волна — сбоку, где мы забирались, нагромождение больших острых камней и отчалить можно только в полный штиль.
Почему–то существует устойчивое мнение, что вода в Байкале холодная всегда и купаться в озере могут только «моржи». На самом деле это не так. Про теплые мелководные заливы Малого Моря, Чивыркуйского и Баргузинского заливов речи вообще нет — вода здесь теплая с начала июля до конца августа, не зря это места паломничества отдыхающих. С Большим Байкалом немного сложнее: в южной и средней части озера, примерно с середины июля до конца августа при условии теплой погоды и штиля в течение нескольких дней, вода становится вполне пригодной для купания. Но стоит случиться более или менее продолжительному волнению и температура воды может упасть на 10–12 градусов. После нескольких дней штиля все становится на свои места. Очень теплая вода и на северном Байкале — на пляже острова Ярки.
День 6. 8 августа, вторник. 09:35 — 16:30.
127 км — 147 км Кругобайкальской железной дороги, 20 км
Вопреки опасениям, проблем с выходом не возникло, на море снова штиль. Погода начала немножко меняться, небо пока чистое, при прохождении мысов чувствуется слабенький ветерок, чаще попутный, но иногда встречный. На берегу по–прежнему очень красивые скалы.
К обеду добрались до устья реки с впечатляющим названием Большая Крутая Губа (140 км Кругобайкальской железной дороги). Губа настолько большая, что зайдя под мост, успел подняться метров на тридцать вверх по течению, прежде чем камни начали царапать днище байдарки. Для меня эта река примечательна тем, что я много раз видел ее зимой — именно вдоль нее начинается популярный лыжный маршрут от станции Переезд через Байкал до Слюдянки. И именно под этим мостом выходят лыжники на байкальский лед. Да, летом здесь совсем по другому! В месте впадения реки в Байкал большой красивый залив с отличным галечным пляжем. Зимой ничего этого не видно — все просто безгранично белое. Вблизи устья речки обнаружилось довольно приличное скопление туристов, заброшенных сюда, судя по всему, на моторных лодках и совсем недавно.
После обеда изредка налетающий ветерок куда–то пропал, солнце печет нещадно, но впереди на горизонте многообещающе появились облака. Как–то вдруг сразу на берегах появилось множество пеших туристов. Нашлись даже знакомые, общение с которыми показало, что мое дальнейшее путешествие особого смысла не имеет — начинаются обжитые и не очень интересные места.
Демонстрируя ослиное упрямство, мы все же идем вперед и доходим до моста через Левую Ангасолку (149 км). Перед мостом поселок, заглядываю под мост с целью найти место для стоянки, но оттуда доносятся какие–то совершенно городские звуки — истошно верещит не то приемник, не то магнитофон — действительно пора поворачивать. Движемся обратно, пытаясь найти место для стоянки. Хочется поскорее поставить палатку, забраться в нее и осмыслить пройденный путь. Но конкурентов слишком много, удобные места все заняты, а карабкаться по крутому склону не хочется. Выручает опять береговая стенка, на этот раз место гораздо хуже — совершенно открытое, дров практически нет, рядом стоит веселая кампания. Поставив палатку, сразу лезем в воду. Другу очень нравится, в своей «шубе» он сильно страдает от жары, хотя во время путешествия лежит на прохладном дне байдарки. Купание приводит его в полнейший восторг.
Через год я совершил короткую пешую прогулку по Кругобайкальской железной дороге, что дало мне возможность сравнить впечатления от водного и пешего походов. У пешего туриста имеется возможность более подробно рассмотреть тоннели, галереи и прочие инженерные сооружения, однако мосты и береговые защитные стенки лучше видны именно с воды. Тропы, по крайней мере на пройденном мной двадцатикилометровом участке Кругобайкалки от Левой Ангасолки до мыса Столбы, почти нигде нет и идти приходится по шпалам, что требует внимания не к окружающей красоте, а к месту, куда вы собираетесь поставить ногу. Между берегом и полотном дороги туристов поджидают заботливо вырытые глубокие ямы, причем их много и они заросли травой. И хотя я знал об их существовании, все равно в одну свалился. К счастью, обошлось без увечий. Берег здесь почти везде обрывистый, кромка воды от полотна дороги не видна и, чтобы посмотреть на Байкал, нужно сворачивать с пути и подходить к краю обрыва. Из–за всего этого не удается передвигаться быстрее 3–3.5 км/час. И напоследок, совет тем, кто решится на пешее путешествие,— не забудьте хороший фонарик, некоторые тоннели изогнуты, темнота внутри кромешная, а на пути много камней и других неприятностей. И не ставьте палатку за бетонными береговыми стенками, как это делал я,— смоет даже при шторме средней силы.
К сожалению, туристы оставляют неизгладимые следы своего пребывания. Разрисованные скалы, помойки под кустами и обезображенные деревья выглядят просто банально на фоне частично или полностью вырубленных на дрова шпал. Я не встречал, но пишут, что даже куски камня пытаются от кладки откалывать…
День 7. 9 августа, среда. 10:10 — 14:00.
147 км Кругобайкальской железной дороги — мыс Столбы (131 км), 24 км
Наличие штиля стало уже привычным. Я считал, что обратный путь будет уже не таким интересным, но это оказалось не так. Берег выглядит совершенно по другому — с другой стороны смотришь на мысы и скалы, с другой стороны падает свет. Ну, а Байкал всегда разный, даже если на нем штиль.
Сегодня у нас есть цель — по дороге я присматривал удобные, а главное красивые места для стоянок на обратном пути, и ближайшее такое место находилось на мысе Столбы. Теперь нам нужно обогнать многочисленных пеших конкурентов, которые оказались еще большими любителями поспать, чем я сам — много палаток еще стояло на берегу, когда мы отчалили. Дополнительный оптимизм внушало то, что в штиль байдарка идет быстрее, чем пешеход, даже если гребец всего один.
Коварный замысел удалось реализовать на все сто — обедали мы уже на западной стороне Столбов. Место это совершенно удивительное — невысокий красивый мыс с характерным «рогом», на который при желании можно даже забраться, красивые очень высокие скалы всего в десяти метрах от палатки, небольшая уютная бухточка, защищенная от восточного ветра, и места на одну, максимум — две палатки. Есть, правда, и минусы — неудобно заходить в воду, на дне и берегу довольно крупные камни, нельзя при волнении причалить к берегу. И отчалить тоже. Бухта хотя и посещается, но по меркам Кругобайкалки довольно чистая. Вся эта красота расположена несколько в стороне от полотна дороги, и чтобы попасть сюда, нужно знать, где свернуть.
Через пару часов, когда мы с Другом счастливые, сытые и свежеискупанные предавались послеобеденному отдыху и неспешному созерцанию окрестностей, прибежали взмыленные конкуренты. Увы, обрадовать нам их было нечем…
Здесь я впервые за время похода попытался половить хариуса, нахально выпрыгивающего из воды по всей бухте. Однако откормленные местные кузнечики и красивые иркутские «мухи» потенциальную уху не заинтересовали.
На закате появились потрепанного вида облака, предвещающие близкое окончание хорошей погоды.
Далее: Часть 3. Участок от мыса Столбы до города Иркутск
Другие походы:
- Поход 2006 года. Вокруг Байкала
- Поход 2005 года. Северобайкальск — Чивыркуйский залив
- Поход 2004 года. Северобайкальск — залив Мухор
- Поход 2001 года. Вокруг острова Ольхон
- Поход 2000 года. По Кругобайкальской железной дороге
- Поход 1999 года. Иркутск — залив Мухор — Иркутск
- Поход 1998 года. Озеро Ханхой (остров Ольхон) — Иркутск
- Поход Хезер и Брандона Нельсон вокруг Байкала, 2003 г.
- Обход вокруг озера Байкал на парусно–гребных ялах, 1940 г.