Путешествие на байдарках по озеру Байкал. Иркутск — залив Мухор
Lake Baikal

Поход по Байкалу на байдарках.
Иркутск — залив Мухор — Иркутск.
1999 год

День 6. 30 июня, 13:25 — 20:45.
Бухта Бабушка — 6 км за мысом Черный, 20 км

Ветер к обеду немного стих и мы рискнули выйти. Берега и за Песчанкой очень красивые, есть на что посмотреть. Сезон в это время еще только начинается, отдыхающих и туристов не много.

Мыс Дыроватый
Мыс Дыроватый
Мыс Дыроватый

Мы уже почти дошли до мыса Черный, когда в воздухе начались какие–то изменения. Сначала прекратился встречный ветер, затем задул легкий попутный. Поставили паруса — ветер сразу стих, зато начался дождь. Потом попутный ветер еще несколько раз начинался и прекращался и, наконец, подул устойчивый встречный, поднимая волну и обещая неприятности. Мы с надеждой смотрели на берег и не находили места, где можно было бы поставить палатку.

Напряжение в воздухе ощутимо нарастало и, увидев впереди пологий мысок с песчаным пляжем и лесом, мы высадились на нем. Пожалуй, впервые я видел лес, в котором нельзя поставить палатку. Главной помехой был даже не густой подлесок, а камни, торчавшие из земли отовсюду. Мыс представлял собой просто обломки скал, присыпанные тонким слоем земли и поросшие лесом. Отойти куда–то в сторону не представлялось возможным, пришлось ставить палатку прямо на пляже, открытом всем ветрам.

Только успели установить ветхое жилище и укрыть вещи, как начался уже настоящий дождь. Чтобы нам не было скучно, ветер принялся выдирать палаточные колья из песка, ненатянутый тент потек как решето. Пришлось выбираться под дождь, закреплять тент, укрывать палатку полиэтиленом. Это помогло, но слабо — ночью колья расшатало, полиэтилен сорвало ветром, и утром в палатке плескалась лужа. Кемпинговая польская палатка для таких путешествий совершенно не годилась.

День 7. 1 июля. Дневка.

К обеду дождь прекратился, ветер тоже немного стих, но волна с юга идет вполне приличная. Развели костер в лесу, пытаемся сушиться. Сухих деревьев в лесу много, заметно, что здесь был пожар и, похоже, не один раз. Весь день сушили одежду, читали, отдыхали и любовались на угрюмые серые тучи. Ветра почти не было, но отдельные волны достигали метра, и вероятность затонуть прямо у берега при попытке выйти, особенно для нашей перегруженной байдарки, была очень велика.

День 8. 2 июля, 12:30 — 20:40.
6 км за мысом Черный — бухта Бора–Елга, 42 км

За ночь волна меньше не стала, хотя ветер совсем стих. До назначенной встречи в конечном пункте осталось всего четыре дня, а впереди — 100 км пути. Если мы еще день просидим на берегу, то рискуем не успеть к назначенному сроку.

Разглядывая волны, заметили интересную закономерность — они не все одинаковые. После большой волны приходит 3–4 более низких, потом снова большая и т.д. Если загрузить байдарку на берегу и удачно сдернуть ее в воду сразу после большой волны, быстро развернув носом к волне, то есть шанс отчалить без больших потерь... С Пашиной легкой байдаркой все получилось просто прекрасно. Мы же были гораздо тяжелее, да и успеть запрыгнуть в кораблик нужно было не одному, а двоим, поэтому при посадке зачерпнули холодной водички, но все обошлось на удивление благополучно.

Все шло нормально до Бугульдейки, где на мелководье волна хорошо разгоняется даже без помощи ветра и норовит уронить бурун прямо в байдарку. Кроме того, при обходе этого мыса довольно долго приходится идти бортом к волне, следя за приближающейся волной и, уворачиваясь от особо опасных экземпляров, подставлять нос вместо борта. Как раз во время совершения одного из таких разворотов я почувствовал, как куда–то провалились обе рулевые педали… Оглянулся назад — ось, на которой крепится руль вылезла вверх сантиметров на пять и стала формой напоминать коленвал, а сам руль развернуло градусов под 45 к вертикали и основательно заклинило в таком положении. Самое противное, что он находился в воде, продолжая куда–то рулить. Вначале у меня возникла мысль лечь на корму и добраться до погнутой оси. В штиль такой фокус я неоднократно проделывал, но здесь волна больше метра… Благоразумие одержало верх — я начал изо всех сил дергать за веревку, поднимающую руль, некоторое время он сопротивлялся, но потом все–таки вылез из воды. Разворачиваться носом к особо крупным волнам теперь можно было только с помощью весел. Идти стали медленнее, но опасный мыс все–таки благополучно обогнули.

Через некоторое время волны стали еще больше, хотя ветра по–прежнему не было. Даже находясь на гребне волны, мы перестали видеть не только Пашину байдарку, идущую немного впереди, но даже лопасти его весел, как только он оказывался между волн. Оказалось, что мы для него тоже надолго пропадаем из вида.

На глаз высота волн от впадины до гребня была около двух метров, длина от гребня до гребня — метров 15–20, бурунов на гребнях нет, поскольку нет ветра. Идти по такой волне достаточно безопасно — просто качает, как на качелях, однако выбраться на берег проблематично. Да и на берегу, начиная от Бугульдейки, преобладают скалы, отвесно уходящие в воду, а глубоких бухт, закрытых от ветра, нет.

Мыс Бора–Елга
Мыс Бора–Елга
Мыс Бора–Елга

Судя по карте, более или менее подходящей для выброса выглядела бухта за мысом Бора–Елга — далеко выступающий острый мыс вроде бы должен защищать от волны с юга. И если бы не проклятая дифракция, то может быть так бы оно и было...

Мало того, что волна, достигающая берега за мысом Бора–Елга, была еще вполне приличной высоты, сам берег представлял собой место, совершенно непригодное для выброса — по нему повсюду были раскиданы острые камни. Рассмотреть это удалось, когда до берега оставалось метров двадцать, а поскольку мы шли прижимаясь к мысу, в надежде хоть немного укрыться от волн, то маневрировать, подставляя борт под волну, было уже поздно...

Паша, чертовски ловкий мореход, успел выскочить и выхватить свою байдарку из воды, начерпав только в сапоги. Наш тяжеленный корабль, как только мы покинули его, захлестнуло первой же волной метрах в пяти от берега. Следующая волна наполнила его до верха. Уже потом мы сообразили, что если бы нас выбросило на берег, то последствия могли быть гораздо хуже — вплоть до основательного ремонта. А так, пришлось просто повозиться в холодной воде, отвязывая мешки с вещами. Мешки показали себя достаточно герметичными, и вещи пострадали не очень сильно.

Бухта оказалась посещаемой, здесь была дорога, в глубине бухты — лесок и уже были люди, с явным интересом и даже сочувствием наблюдавшие, как мы пускаем пузыри. Беспокоило только одно — если и завтра будет такое же волнение, то выйти мы из–за острых камней на берегу не сможем. Честно говоря, после такого перехода — восемь часов, ни разу не выходя на берег,— трудно поверить, что когда–нибудь захочется снова сесть в байдарку.

День 9. 3 июля, 12:25 — 21:50.
Бухта Бора–Елга — 3 км за мысом Улан–Нур, 36 км

Озеро Байкал
Озеро Байкал
Озеро Байкал

За ночь Байкал успокоился — ни ветра, ни волн, даже солнце выглянуло. Вышли опять не рано, провозившись с ремонтом руля, но вчерашний более чем сорокакилометровый бросок давал нам один запасной день и возможность немного расслабиться. В этот день были очень красивые скалы и не было никаких приключений.

День 10. 4 июля, 12:00 — 18:00.
3 км за мысом Улан–Нур — бухта Базарная, 26 км

Осталось пройти совсем немного, на море — штиль, на небе — ни облачка. С утра пробовали половить хариуса, можно было и не пробовать — ничего не поймали, хотя временами кто–то неуловимый объедал наших кузнечиков.

Не спеша дошли до Ольхонских Ворот. Правду говорят, что на Малом Море свой особый микроклимат. И мы в этом убедились: над Байкалом по–прежнему на безоблачном небе сияло солнце, а в конце Ольхонских Ворот, слева и справа от Сарминского ущелья висели огромные черные тучи, неспешно и деловито поливая все вокруг. Та, что справа, нас не особо интересовала, а вот левая туча определенно шла нам навстречу, и мы встретились в бухте Базарной — конечном пункте путешествия.

Далее: Часть 3. Участок от бухты Базарная до скалы Бакланий Камень

Другие походы:

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм–канале.