О спуске сточных вод из Кузнецовской больницы в Ангару
Об угрожающей Иркутску страшной опасности систематическаго и непоправимаго загрязнения кристально чистой Ангары спуском в нее сточных вод из Кузнецовской больницы наша пресса почему–то молчит. А между тем в Санитарном Совете этот вопрос решен почти единогласно в смысле недопустимости такого спуска в Ангару, а тем более в протоку ея, где и течение тихое, и глубина незначительная.
Обещание больницы отстаивать грязныя воды в двух отстойных колодцах — признавалось не имеющим смысла, ибо для такого громаднаго количества воды потребовались бы десятки отстойников; обещание систематических, постоянных изследований грязных вод — считается простым красным словом, как и обязательство спуска грязных вод только по ночам. Утешение старшаго врача Кузнецовской больницы, что спуск грязных вод в Ангару будет только временным, до устройства частичной канализации по берегу Ангары (коллектора), встретило возражение, что частичная канализация может быть только частью общей, а эта, последняя, осуществится, вероятно, через десятки лет, а до тех пор «иркутян будут отравлять (так и выразился в Санитарном Совете председатель Общества врачей) грязными стоками из больницы».
Словом, весь этот вопрос, внесенный в Санитарный Совет, был решен в отрицательном смысле; баллотировка не состоялась лишь потому, что к концу заседания был нарушен кворум и решено было через неделю вновь собрать Совет для окончательнаго решения этого жизненнаго для Иркутска вопроса, но прошло уже больше месяца — Совет не собирали и стало известно, что этот вопрос с обсуждения Санитарнаго Совета снят.
Наконец, на 13 июля были разосланы повестки на заседание Санитарнаго Совета, в программу котораго, по настоянию некоторых врачей, этот вопрос снова был внесен. Но в этот же день в газете появилась заметка, что Санитарный Совет откладывается на неопределенное время. А в № от 14 июля газеты «Иркутская Жизнь» под заглавием: «К канализации в Иркутске» появилась заметка, раскрывающая употребленный в данном случае маневр.
Сняли с обсуждения осведомленнаго местнаго Санитарнаго Совета вопрос о спуске грязных больничных вод в Ангару, так как стало ясным, что Санитарный Совет, состоящий из местных врачей и гласных, не допустит такой губительной антисанитарии, и перенесли вопрос в бюрократическия, мало осведомленныя в местных условиях, петроградския сферы. И кто знает — у нас все возможно, вопрос может быть там разрешен в желательном для больницы смысле и тогда совершится нечто ужасное: нашу холодную красавицу, кристаллически чистую Ангару начнут систематически загрязнять больничными грязными водами и это свершится одновременно с заботами об открытии светильника науки — университета в Иркутске.
Особенно печальной чертой в решении этого вопроса является то, что наши санитарные врачи, по совершенно непонятным соображениям, находят «при известных условиях допустимым спуск грязных больничных вод в Ангару», Санитарный же Совет, как выяснилось из прений, находит это недопустимым.
Еще на одно обстоятельство необходимо указать по этому поводу. Несколько лет тому назад, при другом санитарном враче, местная печать особенно интересовалась санитарными условиями г. Иркутска: писались громовыя критическия статьи, фельетоны, заметки; печаталось чуть ли не о каждом, не на месте вываленном, коробе навоза и т. д. А в настоящее время, даже и при возникновении такого вопроса, как порча главнаго источника питьевой воды, эти радетели санитарнаго благополучия г. Иркутска куда–то скрылись.
Источник: «Иркутская жизнь» № 178, 19 июля 1916 г.