По великой Сибирской железной дороге
...Но вот и Иркутск. Он станции к городу приходится переехать через Ангару по плашкотному мосту. Холодом веет от ея ложа, так как, несмотря на жаркое лето, температура воды 8° и редко доходит до 10°, но зато изрезанная мелкими струйками поверхность при удивительной прозрачности придает чудный блеск и красоту широкой реке.
В противоположность большинству городов Иркутск расположен на плоском правом берегу. Внешность его вполне соответствует типу губернскаго города, удаленнаго от центра, с примесью Замоскворечья. Окраина одноэтажная, плоская, серенькая (особнячки с белыми ставнями); центр каменный, двухэтажный купецкий, необычайно тяжелый и грузный; фасад дома украшен обыкновенно колоннами, которыя ничего не поддерживают, к тому же в редком доме нет монументальных каменных ворот, за которыми чувствуется хриплая овчарка на цепи. Действительным украшением города служат некоторыя церкви византийскаго типа.
Подобно большинству губернских городов, цивилизация задела Иркутск только краем: телефоны действуют на славу, что, конечно, не мешает улицам оставаться немощеными. Летом пыль обволакивает город густым вуалем, осенью же, в особенности вечером, выйдя на улицу и погрузившись в непроницаемый мрак, висящий над морем грязи, чувствуешь себя если не несчастным, то совершенно безпомощным. На центральной «Большой» улице безуспешно мигают три-четыре фонаря, что не мешает некоторым магазинам быть освещенными электричеством. Гостиницы очень плохи и дороги.
И тем не менее Иркутск, подобно многим сибирским городам, нельзя упрекнуть в отсутствии культурных начинаний, к которым местное население относится с значительною симпатией. На лучшей улице Иркутска находится очень красивое здание театра, а недалеко от него, на берегу Ангары, здание музея, в котором собраны зоологическия и этнографическия коллекции и находится обширная библиотека. Торговые обороты Иркутска достигают десятков миллионов, не говоря о тех товарах, которые только проходят через него. Такая торговля вместе с золотопромышленностью должна была создать громадные капиталы и ряд крупных фирм. Кроме русских фирм и магазинов, в Иркутске можно видеть и богатые торговые дома китайцев, которые торгуют главным образом шелком, фарфором и чаем.
От Иркутска железная дорога идет вдоль леваго берега реки Ангары, вверх по ея течению. Местность, пересеченная грядами Байкальских гор, очень живописна. Красивыя горы, покрытыя хвойными лесами, обрамляют берега широкой и быстро несущейся реки, а по самому берегу вьется железная дорога. Пройдя 62 версты от Иркутска, поезд останавливается на берегу Байкала. Здесь прерывается железнодорожный путь*), а переезд через озеро совершается летом — на баржах, а зимой — на специально для этой цели устроенных паромах-ледоколах; последние, однако, оказались не совсем пригодными, и потому в настоящее время сооружается железная дорога, которая обогнет Байкал с юга.
За Байкалом железная дорога идет сначала вдоль южнаго берега озера, а потом удаляется от него. Большею частью по сторонам дороги тянется тайга, но там, где поезд выезжает к берегам Селенги, выступают высокия гранитныя горы, подступающия местами к самому краю берега. Близ дороги виднеются то казачьи станицы, то бурятские улусы. Поселившиеся в этом крае буряты занимаются земледелием; они даже орошают свои поля, проводя в них воду посредством каналов, в роде средне-азиатских арыков; промышляют они также скотоводством.
*) В 1904 году открыта Кругобайкальская железная дорога.
Область за Байкалом отличается вообще гористым характером. Отчасти вследствие такого возвышеннаго положения и климат здесь еще суровее, чем на западе. Проезжая лесами, можно заметить, что в них зачастую валяются упавшия как бы сами собой деревья. В этих местах земля на некоторой глубине вовсе не оттаивает в течение года, так что в ней господствует вечная мерзлота. Поэтому деревья, достигнув высокаго роста и пустив корни в мерзлую почву, неминуемо должны валиться. Интересна система водоснабжения, применяемая в виду таких условий на этой линии. Так как даже летом почва оттаивает самое большее на полторы сажени, то проложить водопроводныя трубы обыкновенным способом в земле представлялось невозможным. Поэтому их провели здесь в особых галлереях, которыя зимою отапливаются.
На 789-й версте от Байкала находится станция «Китайский разъезд», названная так потому, что здесь железная дорога делится на две ветви; из них одна идет по долинам р. Ингоды, Онона и Шилки до расположеннаго на берегах последней реки города Сретенска. В Сретенске железная дорога оканчивается и начинается пароходное сообщение по Шилке и Амуру. Другая ветвь, известная под именем Восточно-Китайской ж. д., отклоняется на юго-восток, входит в пределы Манчжурии и соединяет далекую Россию с ея самой восточной окраиной — Владивостоком. Общая длина железнодорожнаго пути от Китайскаго разъезда до Владивостока — 1620 верст.
Источник: Азиатская Россия. Иллюстрированный географический сборник, составленный преподавателями географии А. Крубером, С. Григорьевым, А. Барковым и С. Чефрановым. 4–е, исправленное и дополненное издание, 1915 г., стр. 433-436.