По Сибирской железной дороге
Lake Baikal
По А. Коротневу, К. Носилову и др., 1915 г.

По великой Сибирской железной дороге

...Но вот и Иркутск. Он станции к городу приходится переехать через Ангару по плашкотному мосту. Холодом веет от ея ложа, так как, несмотря на жаркое лето, температура воды 8° и редко доходит до 10°, но зато изрезанная мелкими струйками поверхность при удивительной прозрачности придает чудный блеск и красоту широкой реке.

В противоположность большинству городов Иркутск расположен на плоском правом берегу. Внешность его вполне соответствует типу губернскаго города, удаленнаго от центра, с примесью Замоскворечья. Окраина одноэтажная, плоская, серенькая (особнячки с белыми ставнями); центр каменный, двухэтажный купецкий, необычайно тяжелый и грузный; фасад дома украшен обыкновенно колоннами, которыя ничего не поддерживают, к тому же в редком доме нет монументальных каменных ворот, за которыми чувствуется хриплая овчарка на цепи. Действительным украшением города служат некоторыя церкви византийскаго типа.

ИркутскИркутск

Подобно большинству губернских городов, цивилизация задела Иркутск только краем: телефоны действуют на славу, что, конечно, не мешает улицам оставаться немощеными. Летом пыль обволакивает город густым вуалем, осенью же, в особенности вечером, выйдя на улицу и погрузившись в непроницаемый мрак, висящий над морем грязи, чувствуешь себя если не несчастным, то совершенно безпомощным. На центральной «Большой» улице безуспешно мигают три-четыре фонаря, что не мешает некоторым магазинам быть освещенными электричеством. Гостиницы очень плохи и дороги.

И тем не менее Иркутск, подобно многим сибирским городам, нельзя упрекнуть в отсутствии культурных начинаний, к которым местное население относится с значительною симпатией. На лучшей улице Иркутска находится очень красивое здание театра, а недалеко от него, на берегу Ангары, здание музея, в котором собраны зоологическия и этнографическия коллекции и находится обширная библиотека. Торговые обороты Иркутска достигают десятков миллионов, не говоря о тех товарах, которые только проходят через него. Такая торговля вместе с золотопромышленностью должна была создать громадные капиталы и ряд крупных фирм. Кроме русских фирм и магазинов, в Иркутске можно видеть и богатые торговые дома китайцев, которые торгуют главным образом шелком, фарфором и чаем.

От Иркутска железная дорога идет вдоль леваго берега реки Ангары, вверх по ея течению. Местность, пересеченная грядами Байкальских гор, очень живописна. Красивыя горы, покрытыя хвойными лесами, обрамляют берега широкой и быстро несущейся реки, а по самому берегу вьется железная дорога. Пройдя 62 версты от Иркутска, поезд останавливается на берегу Байкала. Здесь прерывается железнодорожный путь*), а переезд через озеро совершается летом — на баржах, а зимой — на специально для этой цели устроенных паромах-ледоколах; последние, однако, оказались не совсем пригодными, и потому в настоящее время сооружается железная дорога, которая обогнет Байкал с юга.

За Байкалом железная дорога идет сначала вдоль южнаго берега озера, а потом удаляется от него. Большею частью по сторонам дороги тянется тайга, но там, где поезд выезжает к берегам Селенги, выступают высокия гранитныя горы, подступающия местами к самому краю берега. Близ дороги виднеются то казачьи станицы, то бурятские улусы. Поселившиеся в этом крае буряты занимаются земледелием; они даже орошают свои поля, проводя в них воду посредством каналов, в роде средне-азиатских арыков; промышляют они также скотоводством.

*) В 1904 году открыта Кругобайкальская железная дорога.

Область за Байкалом отличается вообще гористым характером. Отчасти вследствие такого возвышеннаго положения и климат здесь еще суровее, чем на западе. Проезжая лесами, можно заметить, что в них зачастую валяются упавшия как бы сами собой деревья. В этих местах земля на некоторой глубине вовсе не оттаивает в течение года, так что в ней господствует вечная мерзлота. Поэтому деревья, достигнув высокаго роста и пустив корни в мерзлую почву, неминуемо должны валиться. Интересна система водоснабжения, применяемая в виду таких условий на этой линии. Так как даже летом почва оттаивает самое большее на полторы сажени, то проложить водопроводныя трубы обыкновенным способом в земле представлялось невозможным. Поэтому их провели здесь в особых галлереях, которыя зимою отапливаются.

На 789-й версте от Байкала находится станция «Китайский разъезд», названная так потому, что здесь железная дорога делится на две ветви; из них одна идет по долинам р. Ингоды, Онона и Шилки до расположеннаго на берегах последней реки города Сретенска. В Сретенске железная дорога оканчивается и начинается пароходное сообщение по Шилке и Амуру. Другая ветвь, известная под именем Восточно-Китайской ж. д., отклоняется на юго-восток, входит в пределы Манчжурии и соединяет далекую Россию с ея самой восточной окраиной — Владивостоком. Общая длина железнодорожнаго пути от Китайскаго разъезда до Владивостока — 1620 верст.

Источник: Азиатская Россия. Иллюстрированный географический сборник, составленный преподавателями географии А. Крубером, С. Григорьевым, А. Барковым и С. Чефрановым. 4–е, исправленное и дополненное издание, 1915 г., стр. 433-436.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм–канале.