Бездомные в Култуке. Открытие приюта
Аборигену култукскому хорошо известно, что такое здешняя зима с ея, ставшими уже чем–то нарицательным, култукскими ветрами. Особенно жутко приходится в это время рабочему отбросу, а с наступлением холодов и изменением твердости грунта железнодорожныя работы сокращаются, и этих отброшенных людей становится все больше и больше. Они двух родов,— это или герои Горьковских разсказов, или же бобыли–крестьяне, которым незачем и некуда итти. Зимой у них дома — ни кола, ни двора.
В прошедшем году часто приходилось быть очевидцем, как рабочие зимою, холодным, снежным и темным вечером с мольбами под окнами крестьянских изб просились на ночлег. Но зачастую крестьяне из боязни и тесноты не решались дать приют этим людям, и где они находили ночлег — неизвестно... Не напрасно у нас было отмечено уже несколько смертей от замерзания прямо на улицах.
Отсюда, может быть, рождаются и те невольныя преступления беднаго люда, который решается на крайности ради обеспечения себе теплаго крова.
Кругом они видят в Култуке настроенныя инженерские хоромы, то в виде башен, с какими–то эйфелевыми верхушками, то в виде молелен с какими–то громадными подобиями дождемеров на крышах, украшенных ничего не говорящими палками и киями... Видят они сквозь богатыя тюли на окнах, как внутри эти хоромы вылеплены раззолоченными обоями, чуть ли не по 3 р. за квадратную четверть, росписанные и размалеванные на всякие лады камины...
Наконец, слышат они о лукулловских обедах, завтраках, фриштиках, ужинах, выпивках, закусках, устраиваемых по поводу открытия, закрытия или процветания тех учреждений, которыя дают особенно выгодные дипломы, эти подорожныя жизни и связанныя с ними права... А брошенному герою Ляпинскаго дома ничего не остается на долю, как вьюжная ночь и голодное существование...
Вот почему особенно симпатичной нам кажется та рука, которая протягивается даже и из богатаго салона на помощь и навстречу этому бедняку, вот отчего нам хотелось отметить факт открытия в Култуке 28 ноября текущаго года, большого и хорошо устроеннаго ночлежнаго дома для рабочих по инициативе Виктории Николаевны Симберг.
Не раз вспомнят бедняки–рабочие это имя.
Источник: «Восточное обозрение» № 287, 6 декабря 1902 г.