Землетрясение в селе Култук 26 июня 1905 г.
26 июня с.г. в 4 ч. 46 мин. дня, в Култуке (в 80 верстах от Иркутска на оз. Байкал) замечено сильное землетрясение со своеобразным, неиспытанным ранее характером. Почва в течение minimum 31/2 мин. колебалась как море в сильное волнение. Волнообразное движение почвы было заметно на глаз, в огородах, например, заметно перекачивались грядки, ботва картофеля издавала шелест, деревья качались и листва на них шумела. На метеорологической станции флюгерный столб давал сильное раскачивание, вертикальная металлическая плашка хлопала. В домах закрытыя двери сами освобождались от крючков, открытыя же двери качались на шарнирах взад и вперед.
Телеграфныя проволоки с шумом раскачивались, делая размах не менее, как на 1/4 аршина. Раскачивались лампы, лампадки.
Маятники часов остановились сразу. Люди выбежали из домов, простой народ крестился, одна крестьянка, некая Гаврилова, приписавши явление землетрясения субъективному ощущению головокружения, упала в обморок. Животныя, напр., лошади, выбегали из конюшен и останавливались в денниках, как вкопанныя, куры разбегались по дворам, как бы сильно вспуганныя. Под землей в середине землетрясения в два приема слышался шум продолжительностью около 1 минуты. Некто г. Глазунов (письмоводитель коймарской инородческой управы), припав ухом к земле для наблюдения за подземным шумом, слышал под почвой как кипение воды в закрытом котле. Обычнаго при землетрясениях в Иркутской губернии треска стен, деревянных перегородок в домах, грома посуды не замечалось вовсе, несмотря на то, что оно было заметно даже простым глазом. Это землетрясение и было именно страшно спокойствием и тишиной своих колебательных движений: все видели качающиеся предметы, качались сами люди ужасно долго (31/2 мин.) в ожидании непредвиденнаго конца, но на улице и в воздухе было почти абсолютно тихо до и после описаннаго непродолжительнаго подземнаго шума. Воображение у многих рисовало уже на горизонте появление огненнаго вулкана, несущаго расплавленные продукты извержения к небесам.
Кто знал, хорошо припомнил о гипотезах венскаго профессора Зюсса относительно недавняго сравнительно геологическаго происхождения тункинских вулканических белков (отрог Саяна), где до сих пор, всего в 20 верстах от с. Тунки, остались следы былых подземных гроз — это застывшия жерла уснувших кратеров.
Хорошо вспомнили и то, что вся Тункинская долина засыпана вулканическими бомбами и картечью (вулканический шлак), доставляющими столько лишней работы местному населению по очищению плодороднейших пашен при их агрикультуре. Землетрясение 26 июня было похоже на ташкентское, бывшее в 1903 году, когда все ташкентския войска высыпали по команде из казарм на площади города.
В Иркутской губернии старожилы помнят о подобном же землетрясении, но все–таки меньшем, бывшем лет 35 тому назад. Паника населения произошла, нам кажется, не столько от страха землетрясения, сколько от необычнаго у нас его типа.
Источник: «Восточное обозрение» № 146, 7 июля 1905 г.