Таможня в Лиственичном
Все чаще и чаще приходится выслушивать претензии проезжаюших на нашу таможню. Действительно, с какой стати последняя осматривает проезжающих по два раза: первый, у главнаго здания таможни, когда из повозок в холодную комнату осмотра вносится весь багаж, осматривается и потом на чемоданы и ящики наклеиваются ярлыки. Проезжающий уложится в своей повозке, заедет на почтовую станцию за лошадьми и подъезжает к таможенной рогатке, находящейся от здания таможни верстах в 3–4. Здесь вторично таможенные солдаты лезут к вам в повозку, чтобы снять наклеенные ярлыки и, если последний отклеился, что очень легко может быть, так как ярлыки только что были наклеены, в повозке снова все перероют, чтобы отыскать злосчастный «билетик».
Таким образом, проезжающему через Лиственичное, благодаря сугубой бдительности таможни, приходится перекладываться по два раза, что при 25° морозе и пронизывающем ветре не только неудобно, но и опасно для здоровья; вероятно лиственичная таможня слыхала, что в цивилизованных государствах и у нас на зап. границе наклеивают ярлыки на багаж и выпускают проезжих из комнаты осмотра при наличности ярлыков на их чемоданах; такой порядок само собой понятен и существует для того, чтобы не пропустить через границу не осмотренный багаж. В Лиственичном эта цель не может быть достигнута и, даже напротив, может содействовать провозу контрабанды. Представьте, меня осмотрели, наклеили на мой чемодан ярлык, а я, проехавши версту, заезжаю к знакомому, вынимаю из чемодана вещи, и, наполнив его чаем, подъезжаю к рогатке; часовой видит ярлык, снимает его и кричит стеореотипное «подвысь».
Вообще вторичный осмотр багажа для констатирования ярлыков не имеет смысла и причиняет большия неудобства для проезжающих, особенно если они едут с малыми ребятами. Остается пожелать, чтобы лиственичная таможня и зимою придерживалась летняго порядка, когда пассажиров осматривают только у рогатки. Хотя и такой порядок не удобен, так как требует перекладки вещей в экипажах (лучше бы багаж осматривать на пароходе), но он все же имеет большия преимущества перед зимним.
Источник: Восточное обозрение № 20, 16 февраля 1894 г.