Землетрясения 26 июня и 10 июля 1905 г. (от иркутской обсерватории)
Сильное землетрясение 26 июня не успело еще забыться, как снова повторилось у нас значительно сильнейшее — в 9 ч. 44 мин. утра 10 (23) июля. Характер его был тот же почти, как и перваго. Те же плавныя волнообразныя движения, хотя и несколько более короткаго периода. Возможно, что при этом одновременно проявили себя и вертикальныя колебания. Сила землетрясения на этот раз оценивается 6–7 баллами. На этот раз появилось много трещин в зданиях, посуда дребезжала более сильно, чем в первый раз, позванивали некоторые колокола, напр., во Владимирской церкви.
Замечательно, что район новаго землетрясения по всей вероятности так же обширен, как и перваго. По крайней мере, сейчас уже получены обсерваторией сведения о землетрясении на устье Ангары (Тунгуски) и на ст. Ингода. Судя по первым имеющимся данным, можно предположить, что очаг новаго землетрясения приблизился на этот раз к Иркутску значительно.
Первое землетрясение разразилось более всего сильно, по–видимому, в Саянах, между Минусинском и Тункинской долиной, новое же, если оправдаются первыя, предварительныя пока данныя, всего сильнее должно было проявить себя между озерами Байкалом и Косоголом. Это впрочем, только предположение, основанное пока на очень небольшом количестве данных. Оба эти землетрясения следует причислить к очень сильным для Сибири и очень редким по положению эпицентра.
Удаленность его от Иркутска в первом землетрясении была причиной тех необычных для иркутян плавных и продолжительных колебаний волнообразнаго характера, которыя свойственны таким землетрясениям. Громадное протяжение охваченной землетрясением области и то обстоятельство, что это землетрясение с той же силой чувствовалось на очень большом разстоянии, указывает, что очаг землетрясения расположен на большой глубине, и что первичныя движения были громадной силы.
Оба землетрясения должны быть отнесены, несомненно, к разряду тектонических, т.е. вызваны горообразовательными процессами и ничего общаго не имеют с какими–либо вулканическими явлениями.
Из частных подробностей землетрясения 26–го июня особенно интересными представляются редкия явления волн на Байкале и в целом ряде рек. По словам инженера Навроцкаго, на Бакланьем разъезде образовавшаяся во время землетрясения волна доходила до 20 соток сажени (1/5 сажени), по инструментальным наблюдениям эта же волна прошла весь Байкал и заметна еще в Дагарах, т.е. в 800 верстах от Култука. Здесь ея высота была около 50 мм.
Было бы крайне интересно получить более подробные сведения об этом интересном явлении в реках и озерах от случайных его очевидцев.
Затем обращает на себя внимание необычайное согласие всех почти наших корреспондентов в описании перваго землетрясения. Значительная часть полученных ответов, а их свыше 150, говорит о головокружении как первом и иногда очень сильном ощущении.
Очень интересны и многочисленныя указания на наклон деревьев и даже строений — многие видели эти явления ясно. Подтверждения также очень желательны. Лично я имел редкий случай убедиться в наклоне земной поверхности, так как случайно был рядом с теодолитом — колебания уровня были очень отчетливы и значительны.
Приношу всем нашим корреспондентам, пользуясь случаем, глубокую благодарность и прошу поделиться дальнейшими наблюдениями, так как только при помощи массы участников можно разсчитывать описать это редкое и быстро проходящее явление сколько–нибудь сносно. Результатами наших работ не премину поделиться со всеми корреспондентами.
По–прежнему обсерватория готова высылать программы и бланки всем желающим.
Позволяем себе сделать маленькия указания г.г. корреспондентам:
- Не все указывают силу землетрясения, а между тем, оценить ее по приложенной шкале Росси–Фореля нетрудно, данныя же эти очень ценны.
- Многие указывают направление качания относительно стен дома, но не указывают направления этих стен относительно стран света. При указаниях размахов висячих предметов желательно иметь указание дуги — какую делает этот предмет и длины того подвеса, на котором он висит.
После главнаго землетрясения в 9 ч. 45 м. утра 10 июля последовали частыя и довольно сильныя повторения — обычныя явления для крупных и сравнительно близких землетрясений.
Источник: Восточное обозрение № 153, 15 июля 1905 г.