«Бой» рыбы
Пинчугская волость. Осень — это самое богатое время для ангарскаго жителя. Осенью и хлеб продать можно, можно добыть и рыбу, и белку.
Рыба обыкновенно добывается на ямах. Ямы — это глубокия места где–нибудь пониже шиверы. В этих глубоких ямах рыба становится на зиму. В самом низу стоит рыба покрупнее, выше — все мельче и мельче. Таких ям, богатых рыбою, в приангарском крае, в пределах Пинчугской и Кежемской волости насчитывается 3 или 4. Из них более славятся ямы: Каменская, ниже с. Каменскаго, другая Климинская, около д. Климиной, повыше Богучан.
На Каменской яме, самой большой, так называемый «бой», бывает в 20–х числах октября. К этому дню сюда съезжаются в лодках рыболовы. Яма эта перед осенью тщетно охраняется жителями с. Каменскаго, за что они во время лова получают по стерлядке с каждой лодки. Перед боем никому не позволяется ловить вблизи рыбу и разжигать огонь на берегу. Съехавшиеся на бой ставят ниже и выше ямы самоловы, переметы; когда все это готово, ждут боя.
В день боя все лодки часов в 6 вечера тихо подготовляются к делу. Все садятся в лодки, имея наготове боевые снаряды, и, по данному сигналу волостным начальником, все лодки разом устремляются в центр ямы и с шумом и гамом начинают бросать в рыбу самоловы. Испуганная рыба частью попадается на брошенныя орудия, а большею частью расплывается и попадает в разставленныя ловушки. Много рыбы отсюда уходит раненою и безполезно погибает.
Эти «бои» не всегда бывают удачными, так как не всегда удачно попадают в центр рыбы, а потому она успевает расплыться, минуя и переметы, это происходит от горячности рыболовов, которые в азарте позабывают данныя наставления. Для вырешения касающихся до этого дела вопросов собирается совет, главную роль в котором играют крестьяне с. Каменскаго.
Поэтичный вид имеет место около ямы во время стоянки тут множества лодок, в особенности ночью. Сотни костров пылают по берегу на протяжении версты, а шивера грозно ревет, заглушая людской говор. Молодежь на вольном воздухе устраивает вечеринки с плясками, а люди степенные ведут деловые разговоры...
Через 2–3 дня после боя место делается пустынным. «Бой» — это чисто ангарский праздник; к месту праздника съезжаются торговцы с разными сластями, а также и винцом. Вино расходится быстро, и иной тут же пропивает даже свой будущий улов...
С рыбою более всего уезжают торговцы, приезжающие сюда без рыболовных снарядов, а ловцы большею частью с пустыми руками разъезжаются по домам, вспоминая только, как они кутили...
Если бы место боя посетил какой–нибудь ихтиолог, то он познакомился бы с первобытным способом ловли и мог бы указать крестьянам более рациональный способ добычи и тем бы принес немалую пользу краю и сохранил бы массу рыбы, уплывающей раненою и погибающей безцельно.
На Каменской яме в удачный год бывает на лодку до 30 пудов, а лодок бывает до 500.
Кстати приходится упомянуть о Климинской яме. Яма эта лет тому 6 назад также славилась рыбою и была лучше Каменской, но ее намеренно испортили, и рыба не стала становиться. Испортили ее те, что спустили намеренно в яму с камнем багульнику. Рыба боится одуряющаго запаха этой травы и прекращает стоянку. В настоящее время на яме никто ничего не может добыть. Пробовали исправлять ее, но пока не могут добиться успеха. Исправляют так: бросают с камнем в яму ободранную тушу медведя или конския кости. Рыба очевидно любит запах мяса и понемногу начинает приплывать сюда. Этим средством иногда удачно поправляли дело в малых ямах. Но в Климинской яме, должно быть, еще цел багульник, оттого и исправительныя средства мало успешны.
Источник: «Восточное обозрение» № 139, 21 ноября 1897 г.