Экологи ищут способы утилизации отходов БЦБК
На этих снимках из космоса пронумерованы шламонакопители Байкальского ЦБК. Всего их 10. Сюда, за пять километров от комбината, годами свозили отходы целлюлозного производства, так называемый лигнин. Как посчитали специалисты, здесь накопилось 6 миллионов тонн.
За многие годы здесь все поросло травой. И похоже на обычное болото. Однако если копнуть глубже, хотя бы снять верхний слой травы, мы и увидим тот самый лигнин. Со специфическим запахом. Лигнин входит в состав древесины и сам по себе не вреден. Однако при производстве целлюлозы он смешивается с хлором и становится опасным для природы. Бетонные хранилища — карты — находятся под открытым небом. Когда идет дождь, осадки смешиваются с отходами. Раньше зараженную жидкость откачивали и увозили на очистные. Сейчас она стекает в колодец. Не исключено, что дальше вредные отходы попадают в подземные воды и озеро Байкал.
Эту информацию мы нашли на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии России: «Для устранения угроз уникальной экологической системе озера Байкал необходима ликвидация (в том числе переработка) отходов производства Байкальского ЦБК. Стоимость решения проблемы ликвидации отходов производства оценивается в 4–10 млрд. руб».
Начальник управления экологической безопасности БЦБК Ларисы Найда считает, что пока служба ведет круглосуточный мониторинг, беспокоиться не о чем:
— Угрозы реальной для Байкала нет. Так как карты выполнены таким образом, что они очень герметичны. У нас существует сеть наблюдательных скважин вокруг этих карт. Мы ведем постоянный мониторинг. И если какие–то будут возникать, но я это исключаю, возможности какие–то, мы их сразу заметим.
Эколог, кандидат химических наук Елена Грошева изучает влияние БЦБК на экосистему Байкала уже более 25 лет. В 90–х годах она проводила эксперименты по утилизации лигнина. И нашла способ применения отходов:
— Для рекультивации несельскохозяйственной почвы можно. Так, как мы это делали в Чернобыле. Мы его разбавляли, добавляли семена растений в него. Потом распыляли из «кукурузников». И он будет держать почву. Семена будут прорастать, они будут удерживаться на почве. И так постепенно можно ее рекультивировать.
Елена Грошева предлагает и еще один способ утилизации лигнина. Сжигать. Но делать это нужно только в специальных печах:
— Те печи, которые стояли на комбинате, эффективны. И наши исследования в свое время показали, что диоксинов мало при этом образуется. В общем–то, это эффективный метод.
Кроме лигнина, опасность для Байкала представляют сточные воды. Эти пруды–отстойники находятся в нескольких метрах от озера. 9 месяцев комбинат не работает. И окончательное решение — закрыть или консервировать — не принято. Но независимо от того, каким оно будет, утилизировать отходы все равно придется. Иначе вред Байкалу они нанесут больше, чем производство целлюлозы.
23 июня 2009 г.
Источник: ГТРК «Иркутск»