Байкальский ЦБК закрылся навсегда
Lake Baikal

Байкальский ЦБК закрылся навсегда

25 декабря 2013 года, не дотянув нескольких лет до полувекового юбилея, Байкальский ЦБК официально закрылся. Родившийся в далеком 1966 году с благой целью укрепления обороноспособности социалистической родины, он трудно и мучительно погибал при капитализме российского образца, снабжая братский китайский народ картоном, принося прибыль кому надо в кипрском оффшоре, и до последнего отравляя ядовитыми отходами озеро Байкал.

К концу своего существования комбинат был неконкурентоспособен, приносил ежемесячно несколько десятков миллионов рублей убытка, работал почти полвека без какой–либо существенной модернизации, вследствие чего имел настолько изношенное оборудование, что отрава поступала в Байкал и подземные воды в произвольных концентрациях и тем путем, который ей больше нравился.

Главные причины закрытия комбината — экологическое протестное движение и международные обязательства, взятые Россией в связи с включением Байкала в Список Всемирного природного наследия. Так повелось, что как на протестное движение, так и на обязательства родное правительство привычно плюет, но все время плеваться нельзя и иногда для соблюдения минимальных приличий приходится что–то делать. Именно небольшая уступка со стороны Правительства РФ запустила механизм, который закономерно привел к банкротству и закрытию Байкальского ЦБК.

Эта уступка, полумера, которая должна была показать, что Россия хоть что–то предпринимает для спасения Объекта Всемирного природного наследия,— перевод БЦБК в сентябре 2008 года на замкнутый водооборот и переход на выпуск небеленой целлюлозы. Собственно, большего и не требовалось — это был конец. Через неделю комбинат встал. Не потому, что та вода, которая побывала в производственном цикле и прошла очистку, не годилась для повторного использования. Просто внезапно кончилось сырье, случился мировой финансовый кризис и выпуск небеленой целлюлозы стал нерентабельным. И это все одновременно. Стечение обстоятельств, что поделаешь.

Дальше началась агония.

Руководство комбината мечтами вслух о том, как всем хорошо станет, если вернуть все как было, разжалобило нацлидера, который в порядке отеческой заботы о жителях Байкальска, выпустил в январе 2010 года постановление № 1, разрешающее Байкальскому ЦБК гадить в Байкал, как и прежде. Полудохлый комбинат, шумно повествуя о грядущих успехах, вновь принялся смердеть и лить отраву в Байкал.

Наши эффективные менеджеры еще способны худо–бедно поддерживать жизнь в предприятии, работающем с советских времен, но поднять комбинат и сделать его конкурентоспособным — задача для них непосильная. БЦБК производил одни убытки. По крайней мере, официально.

Когда сумма долга стала совсем неприличной, комбинат остановили, а потом как–то совсем буднично закрыли. Даже экологи не возликовали, будто и не боролись за это полвека.

Все время, пока Байкальский ЦБК производил отраву для Байкала, чиновники всех рангов производили горы лжи в оправдание работы комбината. Самые отчаянные даже дегустировали стоки комбината, аппетитно отхлебывая из стаканчика и уверяя, что сливаемая в Байкал вкуснятина может повлиять на экологическую ситуацию на озере только положительно (рыба в прибрежной зоне думала иначе и дохла целыми косяками). Менее отчаянные врали, что комбинат должен работать, потому что при неработающем комбинате нельзя разгрести завалы лигнина. Что он должен работать, чтобы контролировать подземную «линзу» отравы, которую БЦБК сам туда и закачал. Самые недалекие давили на патриотизм — комбинат нужен, чтобы поддерживать на должном уровне обороноспособность страны, посредством выпуска нескольких сотен тонн какой–то особой целлюлозы в год. И т.д. и т.п.

Комбинат оставил после себя горы изношенного оборудования, непрезентабельного вида производственные помещения, изуродованный берег Байкала, гигантскую помойку, содержащую свыше 6 миллионов тонн лигнина, отравленную ядами огромную мертвую зону на дне озера, неопределенного размера и непредсказуемого поведения линзу подземных сточных вод. И кучу социальных проблем, поскольку БЦБК был градообразующим предприятием.

Правительство пообещало больше десятка миллиардов рублей на ликвидацию комбината и решение проблем, порожденных за почти полвека его работы. Деньги возьмут из федерального бюджета и регионального бюджета иркутской области, то есть у нас с вами. Про кипрскую компанию, владевшую половиной акций БЦБК, никто не вспомнил — значит, доходы достались кому надо. Поскольку обещанные деньги большей частью, как водится, разворуют, то их не хватит. И лигниновая помойка на берегу Байкала еще долго будет потихоньку стекать в Байкал...

25 декабря 2013 г.

© Магия Байкала

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм–канале.