О проложении Кругобайкальской железной дороге в районе Култука
Lake Baikal

Об изыскании пути КБЖД в окрестностях поселка Култук

Милостивый Государь Г. Редактор!

В № 90, от 23 апреля с.г. в Вашей уважаемой газете, в отделе «Корреспонденции», помещено известие относительно направления линии Кругобайкальской железной дороги. В этой заметке, между прочим, сообщается, что направление пути Кругобайкальской железной дороги у Култука окончательно определено черногорским инженером г. Иоветичем по трем линиям, из которых две проложены по болотам (калтусам) и озерам, а третья по Набережной Байкальской улице.

Корреспонденту «совершенно непонятно», почему может понадобиться пролагать этот путь болотами и озерами и вообще по висячей над водой почве, которую, выражаясь специальным термином, надо еще предварительно утопить, прежде чем возводить на ней какия–либо насыпи, если при этом дорога может быть проложена по твердому грунту по Набережной улице.

Состоя Начальником изысканий Кругобайкальской жел. дороги, считаю необходимым дать следующия разъяснения по содержанию означенной заметки:

  • Изыскания у села Култука производятся под руководством Начальника партии инженера путей сообщения Ярамышева; г. Иоветич состоит старшим инженером в партии, а потому указанныя в заметке три направления определены были инженером Ярамышевым;
  • Кроме указанных в заметке направлений у села Култука предполагается изследовать еще одно направление и
  • Задача технических изысканий, согласно утвержденной г. Министром Путей Сообщения инструкции для производства изысканий и составления проекта по сооружению железных дорог, между прочим, состоит, в том, чтобы собрать возможно более технических данных для полнаго уяснения проекта и для полнаго суждения о тех условиях, при которых в данном случае всего выгоднее выполнить сооружение железной дороги.

Должно быть понятно, что, имея несколько вариантов направления линии и сделав тщательное сравнение их между собою, приняв во внимание стоимость и местныя условия, можно выбрать тот из них, который представит наименьшую общую стоимость. Такой порядок принят мною при производстве изысканий не только у села Култука, но и в тех местах трассируемой линии, где только может быть возбужден вопрос о возможности нескольких вариантов для ведения линии.

В рассматриваемом случае у села Култука может оказаться, что выгоднее будет вести линию, прорезывая болота, чем вести ее вдоль улицы селения, если принять во внимание, что в последнем случае потребуется сносить строения, отводить почтовый тракт с мостами, устраивать лишние переезды через полотно жел. дор. и охранять таковые во время эксплоатации, а главным образом, отрезав село от озера, лишить местных жителей удобства пользоваться водою для водопоя.

Что же касается указываемаго в той же заметке весьма важнаго пути верховьем речки Тигунчихи, то необходимо заметить, что изследования по этому направлению были произведены в 1898 году и таковыя предполагается дополнительно сделать в текущем году, хотя данныя, имеющияся в Управлении изысканий Кругобайкальской жел. дор., достаточно убеждают, что это направление не может конкурировать с направлением по р. Иркуту, а тем более с направлением по северо–западному берегу озера Байкала, ни в отношении первоначальных затрат на постройку дороги, ни в отношении эксплоатационных расходов.

Примите уверения в совершенном к Вам уважении,
В. Савремович.

1 мая 1900 года.

Источник: «Восточное обозрение» № 98, 3 мая 1900 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм–канале.