Начало строительства кругобайкальской железной дороги в 1898–1900 годах.
Lake Baikal

Начало строительства КБЖД по публикациям газет конца XIX — начала XX вв.

1898 г.

  • Январь. Государь Император, по всеподданнейшему докладу министра внутренних дел, от 30 октября 1897 г., Всемилостивейше соизволил на присвоение министру путей сообщения князю Хилкову — звания почетнаго гражданина города Иркутска, согласно ходатайству местной городской думы, в знак признательности местнаго городского общества к заботам этого лица об интересах названнаго города при проведении великаго сибирскаго железнодорожнаго пути.

    «Восточное обозрение» № 4, 9 января 1898 г.

    Министр путей сообщения князь М.И. Хилков в Лиственичном подробно осматривал док и мол в Баранчиках и постройки для парома, потом переехал через Байкал в Мысовую, где также осмотрел железнодорожные работы. По пути в Лиственичное были осмотрены работы по Иркутск–Лиственичной ветке. 21 января г. министр посетил театр и подробно осматривал его, а 22 января утром выехал обратно в Петербург.

    «ВО» № 11, 25 января 1898 г.

  • Июль. Начальник изысканий кругобайкальской железной дороги инженер г. Савримович уже с неделю приехал в Иркутск. В городе упорно держится слух, что кругобайкальская железная дорога может пойти от Билектуя и тогда Иркутск останется в 5 вер. от магистрали. Подобному слуху трудно поверить, но... остался же в стороне Томск, несмотря на то, что через него лежит прямое и во всех отношениях наиболее удобное направление. Не мешало бы городской думе заблаговременно принять меры и озаботиться, чтобы такого с ним как в Томске пассажа не было.

    Работы по сооружению земляного полотна Иркутск–Байкальской ветви предполагают закончить к 1–му сентября, с разсчетом довести укладку пути к 1–му октября до ст. Байкал. Местами земляное полотно уже готово и сдается подрядчиками казне.

    «ВО» № 80, 10 июля 1898 г.

    О новых изысканиях Кругобайкальской железной дороги.

    «Байкал» № 25, 12 июля 1898 г.

  • Август. Нам сообщают, что рекогносцировка инженеров экспедиции изысканий кругобайкальской железной дороги по Билектуйскому направлению дала хорошие результаты. Перевал через хребет оказался доступен, хотя и с тоннелем и большими выемками; работы с перевала в сторону Билектуя по осмотру оказались легкими и можно ожидать сокращения работ по этому направлению сравнительно с другими направлениями. Это, конечно, еще первыя известия и очень может быть не совсем точныя. С другой стороны еще неизвестны результаты изысканий по подходу к забайкальской жел. дор., но даже, если бы, они, паче чаяния, дали не благоприятный результат, то и тогда, по нашему мнению, магистраль не может и не должен идти в обход Иркутска. Но кроме того магистраль, идущий вначале по берегу Ангары, а потом Байкала, имеет громадныя преимущества перед линией, не принадлежащей к водным путям.

    «ВО» № 100, 26 августа 1898 г.

  • Октябрь. Первый поезд к Байкалу отбыл из Иркутска в 8 ч. утра, 21 октября, в составе четырех служебных вагонов и нескольких товарных; тендер и локомотив поезда были убраны зеленью и флагами. На поезде уехало около 30 человек, причастных к железнодорожным работам, начальник работ, начальники участков, представители контроля и некоторыя др. лица. Поезд в Баранчики пришел около 12 часов и был встречен салютом из пушек. Мол и гавань в Баранчиках были убраны флагами и зеленью; флагами же были убраны пароходы: «Лебедь», «Иоанн Кронштадтский» и «Малыгин». Для встречи перваго поезда в Баранчики из Лиственичнаго приехало много народу. Прибывшие с поездом отправились на пароходе «Иоанн Кронштадтский» осматривать работы по устройству ледокола, которыя подвигаются замечательно быстро. Потом был отслужен на моле молебен и последовало угощение рабочих. Приехавшие были приглашены к обеду, сервированному в одном из бараков. Обед прошел шумно и весело, с массой тостов, и затянулся до поздняго вечера. Поезд возвратился в Иркутск в 5 ч. утра 22 октября.

    Балластный поезд, шедший к Байкалу, на 41 версте от Иркутска, 21 октября сошел с рельсов. Сошедшие с рельсов вагоны были поставлены на рельсы и путь исправлен.

    «ВО» № 126, 25 октября 1898 г.

  • Ноябрь. Производившая изыскания Кругобайкальской железной дороги по направлению от Култука до мыса Асламова, вдоль берега Байкала, III партия инженеров и техников закончила свои работы, и на днях вернулась в Иркутск.

    «ВО» № 140, 27 ноября 1898 г.

1899 г.

1900 г.

  • Январь. Кругобайкальский путь, несмотря на возможность ледокольнаго движения, как это показала пробная поездка, не оставлен и изыскания продолжаются. Конкурируют два проекта: по берегу Иркута и от Баранчика к Култуку до Мысовой. Против перваго направления, говорят, приводится такое соображение. Как река горная, текущая в узком ложе крутых скал, Иркут в полую воду и от дождей поднимает воду страшно высоко. Но вследствие крутизны берегов скалистая масса, взрываемая для прокладки линии, обрушивалась бы в то же ложе Иркута, поднимала бы его, а вместе с тем должен подняться и уровень подъема воды, что должно заставить вести линию еще выше в берегах, и т.д. Поэтому, говорят, линия по берегу Байкала будет выгоднее.

    «ВО» № 10, 15 января 1900 г.

  • Апрель. Управление по постройке Забайкальской железной дороги доводит до всеобщаго сведения что с 24 сего апреля открыта переправа через озеро Байкал пассажиров и багажа на пароме–ледоколе «Байкал».

    Билеты на проезд через озеро Байкал предаются в железнодорожных кассах ст. Байкал и Мысовая. За проезд в 1–м классе взыскивается 2 руб.30 к., во 2–м классе 1 руб.50 к. и в 3–м 86 к. со включением государственнаго сбора; за провоз 10 фун. багажа, сверх одного пуда, перевозимаго безплатно, взыскивается 4, 16 к. со включен. государ. сбора.

    Паром–ледокол будет совершать рейсы между Байкалом и Мысовой с приемом пассажиров и багажа 2 раза в неделю, в дни прибытия пассажирских поездов на Байкал и на Мысовую, т.е. по понедельникам и четвергам.

    «Байкал» № 2, 21 мая 1900 г.

  • Июнь. Профессор Мушкетов, прибывший в Иркутск со скорым поездом, отправился на работы к Байкалу. Почтеннаго профессора встречали горные инженеры, которые почти все его ученики.

    «ВО» № 137, 22 июня 1900 г.

  • Сентябрь. Служащие кругобайкальской железной дороги повергнуты в уныние циркуляром начальника этой дороги, требующим от служащих,— в виду срочности представления проекта Кругобайкальской железной дороги в Министерство Путей Сообщения,— усиленных занятий не только по вечерам, но даже и в праздничные дни, отмеченные в календаре неприсутственными.

    «ВО» № 205, 14 сентября 1900 г.

    Начальник изысканий Кругобайкальской железной дороги, д.с.с. Савримович, 20 октября выезжает в Петербург для окончательнаго решения вопроса о направлении Кругобайкальской железной дороги, к постройке которой предположено приступить с весны будущаго года.

    «ВО» № 216, 29 сентября 1900 г.

  • Октябрь. Сравнение возможных вариантов проведения линии КБЖД.

    «ВО» № 232, 18 октября 1900 г.

  • По железной дороге направляются к Байкалу массы всевозможных строительных материалов (рельсов, шпал и т.п.) на постройку Кругобайкальской жел. д. Постройку окончательно решили начать с весны будущаго 1901 года, к какому времени министерством будет решено и самое направление дороги.

    «ВО» № 259, 21 ноября 1900 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм–канале.