Начало строительства КБЖД по публикациям газет конца XIX — начала XX вв.
1898 г.
-
Январь. Государь Император, по всеподданнейшему докладу министра внутренних дел, от 30 октября 1897 г., Всемилостивейше соизволил на присвоение министру путей сообщения князю Хилкову — звания почетнаго гражданина города Иркутска, согласно ходатайству местной городской думы, в знак признательности местнаго городского общества к заботам этого лица об интересах названнаго города при проведении великаго сибирскаго железнодорожнаго пути.
«Восточное обозрение» № 4, 9 января 1898 г.
Министр путей сообщения князь М.И. Хилков в Лиственичном подробно осматривал док и мол в Баранчиках и постройки для парома, потом переехал через Байкал в Мысовую, где также осмотрел железнодорожные работы. По пути в Лиственичное были осмотрены работы по Иркутск–Лиственичной ветке. 21 января г. министр посетил театр и подробно осматривал его, а 22 января утром выехал обратно в Петербург.
«ВО» № 11, 25 января 1898 г.
-
Май. Принято решение об устройстве переправы через Байкал и начале изысканий кругобайкальской линии.
«ВО» № 60, 24 мая 1898 г.
-
Июль. Начальник изысканий кругобайкальской железной дороги инженер г. Савримович уже с неделю приехал в Иркутск. В городе упорно держится слух, что кругобайкальская железная дорога может пойти от Билектуя и тогда Иркутск останется в 5 вер. от магистрали. Подобному слуху трудно поверить, но... остался же в стороне Томск, несмотря на то, что через него лежит прямое и во всех отношениях наиболее удобное направление. Не мешало бы городской думе заблаговременно принять меры и озаботиться, чтобы такого с ним как в Томске пассажа не было.
Работы по сооружению земляного полотна Иркутск–Байкальской ветви предполагают закончить к 1–му сентября, с разсчетом довести укладку пути к 1–му октября до ст. Байкал. Местами земляное полотно уже готово и сдается подрядчиками казне.
«ВО» № 80, 10 июля 1898 г.
О новых изысканиях Кругобайкальской железной дороги.
«Байкал» № 25, 12 июля 1898 г.
-
Август. Нам сообщают, что рекогносцировка инженеров экспедиции изысканий кругобайкальской железной дороги по Билектуйскому направлению дала хорошие результаты. Перевал через хребет оказался доступен, хотя и с тоннелем и большими выемками; работы с перевала в сторону Билектуя по осмотру оказались легкими и можно ожидать сокращения работ по этому направлению сравнительно с другими направлениями. Это, конечно, еще первыя известия и очень может быть не совсем точныя. С другой стороны еще неизвестны результаты изысканий по подходу к забайкальской жел. дор., но даже, если бы, они, паче чаяния, дали не благоприятный результат, то и тогда, по нашему мнению, магистраль не может и не должен идти в обход Иркутска. Но кроме того магистраль, идущий вначале по берегу Ангары, а потом Байкала, имеет громадныя преимущества перед линией, не принадлежащей к водным путям.
«ВО» № 100, 26 августа 1898 г.
-
Октябрь. Первый поезд к Байкалу отбыл из Иркутска в 8 ч. утра, 21 октября, в составе четырех служебных вагонов и нескольких товарных; тендер и локомотив поезда были убраны зеленью и флагами. На поезде уехало около 30 человек, причастных к железнодорожным работам, начальник работ, начальники участков, представители контроля и некоторыя др. лица. Поезд в Баранчики пришел около 12 часов и был встречен салютом из пушек. Мол и гавань в Баранчиках были убраны флагами и зеленью; флагами же были убраны пароходы: «Лебедь», «Иоанн Кронштадтский» и «Малыгин». Для встречи перваго поезда в Баранчики из Лиственичнаго приехало много народу. Прибывшие с поездом отправились на пароходе «Иоанн Кронштадтский» осматривать работы по устройству ледокола, которыя подвигаются замечательно быстро. Потом был отслужен на моле молебен и последовало угощение рабочих. Приехавшие были приглашены к обеду, сервированному в одном из бараков. Обед прошел шумно и весело, с массой тостов, и затянулся до поздняго вечера. Поезд возвратился в Иркутск в 5 ч. утра 22 октября.
Балластный поезд, шедший к Байкалу, на 41 версте от Иркутска, 21 октября сошел с рельсов. Сошедшие с рельсов вагоны были поставлены на рельсы и путь исправлен.
«ВО» № 126, 25 октября 1898 г.
-
Ноябрь. Производившая изыскания Кругобайкальской железной дороги по направлению от Култука до мыса Асламова, вдоль берега Байкала, III партия инженеров и техников закончила свои работы, и на днях вернулась в Иркутск.
«ВО» № 140, 27 ноября 1898 г.
1899 г.
-
Февраль. Работа каторжан на строительстве железной дороги.
«ВО» № 35, 14 февраля 1899 г.
-
Май. Сегодня выступила партия горных инженеров из Култука под начальством старшего инженера Лашкина, помощь ему стар. инженер Белинко и два техника, с несколькими рабочими; приступили к геологическому изследованию линии между Култуком и Мысовой по намеченному пути или, точнее сказать, по пути, где производились изыскания кругобайкальской дороги. Работу будут производить все лето.
«ВО» № 101, 4 мая 1899 г.
-
Июнь. Положение работ по сооружению сибирской железной дороги на 15–е июня 1899 г.
«ВО» № 165, 4 августа 1899 г.
17 июня состоялся спуск на воду первого байкальского ледокола.
«ВО» № 128, 19 июня 1899 г.
23 июня. В комитете Сибирской жел. дор. постановлено: произвести окончательныя изыскания Кругобайкальской жел. дор. до Култука от Баранчика и от Иркутска по берегу Иркута. Техническия изыскания, законченныя в прошлые годы, признаны удовлетворительными. Теперь же будут произведены геологическия изыскания, изследование и проверка грунта. С этой целью к имеющейся горной партии сорганизованы еще две партии, которыя будут работать под руководством профессора Мушкетова или Иностранцева. Геологическая поверка должна быть закончена к сентябрю будущаго года. Кроме этих изысканий нынешним летом будет приступлено к постройке жел. дороги от Мысовой до Переемной на разстояние 44 в., которая затем будет продолжена и до Култука. Работа будет производиться под начальством г. Савримовича. Все 4 партии инженеров и две горныя прибывают из Петербурга на днях.
«ВО» № 156, 24 июля 1899 г.
-
Август. Прибытие в Мысовую инженеров для завершения изысканий линии КБЖД от Мысовой до Култука.
«ВО» № 200, 18 сентября 1899 г.
-
Ноябрь. 1 ноября. Открыто временное почтово–пассажирское движение по железнодорожной ветви Иркутск–Байкал.
«ВО» № 245, 13 ноября 1899 г.
Закончены изыскания пути прокладки железной дороги в районе Култука.
«ВО» № 250, 19 ноября 1899 г.
1900 г.
-
Январь. Кругобайкальский путь, несмотря на возможность ледокольнаго движения, как это показала пробная поездка, не оставлен и изыскания продолжаются. Конкурируют два проекта: по берегу Иркута и от Баранчика к Култуку до Мысовой. Против перваго направления, говорят, приводится такое соображение. Как река горная, текущая в узком ложе крутых скал, Иркут в полую воду и от дождей поднимает воду страшно высоко. Но вследствие крутизны берегов скалистая масса, взрываемая для прокладки линии, обрушивалась бы в то же ложе Иркута, поднимала бы его, а вместе с тем должен подняться и уровень подъема воды, что должно заставить вести линию еще выше в берегах, и т.д. Поэтому, говорят, линия по берегу Байкала будет выгоднее.
«ВО» № 10, 15 января 1900 г.
-
Апрель. Управление по постройке Забайкальской железной дороги доводит до всеобщаго сведения что с 24 сего апреля открыта переправа через озеро Байкал пассажиров и багажа на пароме–ледоколе «Байкал».
Билеты на проезд через озеро Байкал предаются в железнодорожных кассах ст. Байкал и Мысовая. За проезд в 1–м классе взыскивается 2 руб.30 к., во 2–м классе 1 руб.50 к. и в 3–м 86 к. со включением государственнаго сбора; за провоз 10 фун. багажа, сверх одного пуда, перевозимаго безплатно, взыскивается 4, 16 к. со включен. государ. сбора.
Паром–ледокол будет совершать рейсы между Байкалом и Мысовой с приемом пассажиров и багажа 2 раза в неделю, в дни прибытия пассажирских поездов на Байкал и на Мысовую, т.е. по понедельникам и четвергам.
«Байкал» № 2, 21 мая 1900 г.
-
Май. Об изыскании пути КБЖД в окрестностях поселка Култук.
«ВО» № 98, 3 мая 1900 г.
-
Июнь. Профессор Мушкетов, прибывший в Иркутск со скорым поездом, отправился на работы к Байкалу. Почтеннаго профессора встречали горные инженеры, которые почти все его ученики.
«ВО» № 137, 22 июня 1900 г.
-
Сентябрь. Служащие кругобайкальской железной дороги повергнуты в уныние циркуляром начальника этой дороги, требующим от служащих,— в виду срочности представления проекта Кругобайкальской железной дороги в Министерство Путей Сообщения,— усиленных занятий не только по вечерам, но даже и в праздничные дни, отмеченные в календаре неприсутственными.
«ВО» № 205, 14 сентября 1900 г.
Начальник изысканий Кругобайкальской железной дороги, д.с.с. Савримович, 20 октября выезжает в Петербург для окончательнаго решения вопроса о направлении Кругобайкальской железной дороги, к постройке которой предположено приступить с весны будущаго года.
«ВО» № 216, 29 сентября 1900 г.
-
Октябрь. Сравнение возможных вариантов проведения линии КБЖД.
«ВО» № 232, 18 октября 1900 г.
-
Ноябрь. О варианте проведения линии КБЖД от Олхи через речку Тигунчиху на Култук.
«ВО» № 245, 3 ноября 1900 г.
По железной дороге направляются к Байкалу массы всевозможных строительных материалов (рельсов, шпал и т.п.) на постройку Кругобайкальской жел. д. Постройку окончательно решили начать с весны будущаго 1901 года, к какому времени министерством будет решено и самое направление дороги.
«ВО» № 259, 21 ноября 1900 г.