О проектах КБЖД инженеров Докса и Рунина
В городе ходят слухи о том, что в управлении Забайкальской дороги разрабатывается вопрос о проложении железной дороги от г. Иркутска до ст. Култук не по оз. Байкалу (148 вер.), а по проекту геолога Макерова, по долине Иркута, через Куличий нос и р. Ильчу на Култук (127 верст).
Между тем, есть другия еще кратчайшие, удобно проходимые пути, которые почему–то игнорируются совершенно.
1) Напомним о проекте инженера Докса, которым он от дер. Мотской переходил на Байкал в речку Ангасолку и спускался в Култук, правда, 16–18/1000 уклонами, но без малейшаго тоннеля, при разстоянии, не превышающем 100 верст; если по Байкалу на 148 вер. пути находят нужным делать 51/2 верст тоннелей, то почему же на этом пути не сделать те же пять с половиной верст тоннелей и тем избегнуть 16 или 18 тысячных уклонов; 2) по долине р. Олхи, дорога поднимается, по изследованиям топографов, на разстоянии 70 верст всего на 70 сажен и с вершины р. Олхи уходит в Крутую Губу, где инженер Рунин тоже указывал на полную возможность провести железную дорогу совершенно без тоннелей, причем разстояние до Култука сокращается на 90 верст. Допустим, что и здесь уклоны, по изысканиям г. Рунина, тоже очень большие — 16 или 18/1000, но для избежания таковых почему бы тоже не сделать тоннелей те же 51/2 верст?
Ведь большая разница — строить на 50 вер. меньше, а потом эксплоатировать 90 и 100 верст, чем 146 верст, что при стоимости эксплоатационных расходов 6000 р. на версту дает на 10 лет до 31/2 милл. рублей. Да и 50 верст пути по 200 только тысяч руб. ведь будут стоить 10 миллионов рублей; неужели из–за этого не стоит похлопотать, чтобы поверить пути Докса и Рунина и выработать путь хотя и с тоннелями, но более короткий? При нашей бедности 10 мил. годились бы на другое дело. А ведь это еще предположение, что верста пути будет стоить 208 000 р., угонят и подороже, а то оставят недоделок по 100 000 на версту.
При этом, дорога, проходя по великолепнейшей, неистощенной казенной лесной даче по р. Олхе, возвышает ценность этой дачи на много миллионов рублей, тогда как при проведении железной дороги по теперешнему проекту (по берегу оз. Байкала), независимо страшной ценности работ этого участка,— делает дорогу малопроезжею и страшно опасною, вследствие постоянных осыпей, причем поезда при крушениях будут падать в море на необъятную глубину, так как во многих местах утесы отвесно опускаются в море; причем на всем этом пути лесу чрезвычайно мало, так что дрова даже для отопления на месте приобретать нельзя, что тоже будет увеличивать стоимость эксплоатации этого участка.
Одним словом, можно сказать утвердительно, что хуже того участка и дороже, какой выбран теперь для постройки, трудно приискать. Несмотря на 6–летния изыскания гг. путейских инженеров, проект ведущейся теперь постройки разработан совершенно неудовлетворительно, и мы убеждены, что для государственной казны выгоднее сделанныя уже затраты на работы по оз. Байкалу между Б. Баранчиком и Култуком бросить и начать новыя изыскания (поверочныя) по проектам гг. Докса и Рунина, а также и Макерова, причем, несмотря на задержку на изыскания, дорога окончится скорее, чем теперь.
Желательно, чтобы управление дороги высказало свое мнение по настоящему вопросу печатно, разсеяв, быть может и неосновательные, слухи, циркулирующие в публике, что проекты гг. Докса и Рунина забракованы из–за задетаго будто бы чьего–то самолюбия, а не по негодности или недостаточной разработке их.
При этом добавим, что, несмотря на указания жителей и изследования топографов, вполне доказавших удобство пути по р. Олхе, гг. путейцы по этому направлению, как нам известно, даже не проходили ни разу, а изследовали путь от Михалевой по р. Курме, хребтом, со спуском в падь Половинную, а это совсем не то, что по р. Олхе. Между тем, путь этот жители указывали еще в 1893 году, когда приезжал начальник сибирскаго управления железной дороги г. Ададуров.
Источник: «Восточное обозрение» № 232, 3 октября 1902 г.