Договоренность с подрядчиками об ускорении строительства линии КБЖД
Lake Baikal

Попытки договориться с подрядчиками об ускорении строительства КБЖД

Я уже писал, что подрядчики Кругобайкальской ж.д. объявили войну управлению.

Поводом к войне послужила необходимость для правительства окончить постройку дороги ранее назначенного по контрактам срока.

Представители управления, узнав об этом, занялись исчислениями тех экстренных расходов, которые, по их мнению, могли понести подрядчики при ускорении работ.

Но заявленная подрядчиками сумма приплаты за ускорение работ — 1 283 000 р. — далеко превысила сметныя соображения управления, выразившияся в сумме 501 000 р. Эта сумма была исчислена с солидным запасом, т.к. по данным контроля, стоимость ускорения работ не должна была превышать 392 000 руб.

Не придя с подрядчиками ни к какому соглашению, инженер Симберг, исполнявший в это время обязанности начальника работ, донес с прискорбием о результатах переговоров управлению по сооружению всех казенных дорог.

Заслушанный по этому поводу в совете управления доклад, дал в результате журнал от 27 ноября 1903 г., коим предписывалось окончить постройку дороги с таким расчетом, чтобы к 1 января 1905 г. можно было открыть временное движение.

Будучи осведомлены о положении дела, подрядчики оказались непреклонными; особою твердостью в этом отношении отличались, как доносит в своем рапорте от 30 янв. 1904 г. за № 2484 начальник работ министру путей сообщения, подрядчики инженеры Бонди и Перцев.

Начальник работ рапортом за № 2484 донес министру путей сообщения, что, к сожалению, контракты им так составлены, что он не может принудить на основании их подрядчиков работать по таким ценам, какия на самом деле стоит работа, а принужден согласиться на цену, заявленную подрядчиками и выраженную в солидной сумме 631 000 руб. Министр согласился; но подрядчики, помимо цены, предъявили еще требования на разные льготы, и составленный ими текст дополнительной подписки развивал заманчивые горизонты возможности получить прибавку и... не исполнить работу к нужному сроку.

Между прочим, в этом проекте указывалось, что работы должны быть приняты в том виде, в каком их застанет 1 августа 1904 г., причем чистую отделку земляного полотна, т.е. самую невыгодную работу, предлагалось заканчивать казне хозяйственно.

Мало этого, подрядчики снимали с себя ответственность за могущия произойти осыпи, обвалы и т.д.

Этот пункт они особенно отстаивали. Дело в том, что, благодаря плохому техническому надзору со стороны подрядчиков, в некоторых скальных выемках оказался недобор на 2 или 5 сотых сажени, в некоторых, напротив, перебрано. В особенности убыточна первая работа, т.к. приходится делать массу буровых скважин, чтобы снять этот незначительный слой грунта.

Этих промахов, как мне говорили в конторе Перцева, в особенности много на Перцевских работах; по приблизительному подсчету, эти промахи принесут ему убыток до 50 000 руб. Были случаи, что, согласно задания нужно было снять откос в 1/80, а его снимали в 1/5 саж., что, при большой высоте откоса, дало массу ненужной работы.

Но представители управления, хотя и поздно, решили выказать настойчивость, и подрядчики, побоявшись потерять то, что само плыло им в руки, согласились на условия управления.

Составленныя дополнительныя подписки представляют из себя тип односторонняго договора, т.к. в них почти все говорится о правах лишь подрядчиков.

В случае, если они запоздают с окончанием работ против назначеннаго срока на 2 недели, они получают на 10% менее условленной суммы, если же они просрочат месяц, то лишаются совершенно права на получение прибавки.

Кто же вознаградит в этом последнем случае казну? Ведь если только один подрядчик не окончит работу в срок, то соответственно будет задержано и открытие временнаго движения, а между тем всем остальным подрядчикам придется выдать доплаты и, таким образом, огромная затрата будет произведена, а открытие движения по дороге не ускорится.

Хотя подрядчики, ввели в эту подписку пункт о том, что никаких претензий они предъявлять не будут, но одну оговорку они сделали: «Если в виду открытия военных действий, у них будут отбирать для военных целей подводы и рабочих, то они не отвечают за исполнения работы в срок».

К сожалению, такие случаи,— понятно, единичные,— уже были на Байкале. Для надобностей транспортирования воинских кладей отбирались подводы, и эти случаи некоторые из подрядчиков уже отметили составлением полицейских протоколов.

Мне пришлось присутствовать в вагоне при разговоре двух рядчиков контрагента Бржозовскаго, высказавших уверенность, что работы к сроку исполнены не будут... А прибавка получена будет. Осталось, говорили они, всего четыре месяца, т.е. 120 дней, а работ хоть бы у Бонди на Хабартуйском тоннеле, при той постановке, какая существует теперь, хватит месяцев на 7–мь, то же и у Перцева. Между тем, первый за ускорение работ должен получить 275 000 руб., а второй — около 250 000 руб. Легко ли отказаться от возможности получить эти куши?

Гг. подрядчики наняли себе в складчину юрисконсульта, ничего не предпринимают без его указаний и в большинстве случаев запаслись массой таких юридических аргументов, которые как броней, прикроют их несостоятельность от грознаго меча Фемиды.

Автор: Хвалынский

Источник: «Восточное обозрение» № 106, 5 мая 1904 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм–канале.