Крушение воинского поезда около станции Байкал
5 февраля около 12 часов ночи воинский поезд № 18 потерпел крушение на 56 версте около ст. Байкал. Причина — снежный обвал, преградивший путь. Машинист, видимо, хотел взять это препятствие с разгона, но паровоз сошел с рельс, а вагоны в силу инерции ползли один на другой, 5 вагонов разбито в щепки и 8 сильно попорчены; один нижний чин убит наповал; 5 ранено тяжело и 15 ранено более или менее легко. Одному кондуктору сломало ногу; этого несчастнаго зажало между двумя вагонами и чтобы освободить, его пришлось вырубать; одного унтер офицера перекинуло прямо с нар вагона в отверстие от сорванной с вагона крыши через 2 вагона на тендер паровоза. К счастью, он отделался лишь легкими ушибами и испугом.
Ночью же был послан на место крушения вспомогательный поезд. Снежной бурей паровоз засыпало до самой трубы и когда его откопали, он итти не мог.
Трудно представить себе ужас спавших солдатиков, которых сонных повыкидало на снег. Кругом тьма, снежная вьюга, стоны раненых из–под обломков вагонов; в одном месте поставили один на один три вагона, почти все буферные тарелки поразбиты и осколками их попробиты вагонныя стенки. Нужно удивляться, что все обошлось так сравнительно счастливо.
Днем 6 февраля на месте крушения был министр путей сообщения, лично руководивший работами по очистке пути. Как слышно, незадолго до крушения по направлению к Иркутску пришел пассажирский поезд и обходной сторож, обходя после его прохода свой околодок, ничего опаснаго не заметил, и как доказательство своего обхода представил найденную им оброненую с поезда сумку. Остается, следовательно, предполагать внезапный снежный обвал.
К 2 часам войска были посажены в приспособленные вагоны, поданные со ст. Байкал, куда и прибыли около 3–х часов. Министр путей сообщения лично руководил на ст. Байкал посадкой войск на подводы при отправке через Байкал. Подвод далеко недостаточно. Эта нераспорядительность подрядчика гужевой переправы поставлена министром ему на вид.
К 6 часам путь на месте крушения был совершенно очищен, разбитый состав отправлен на разъезд и временный телефонный пост 56 вер. закрыт.
К 6 часам министр отбыл в Лиственичное.
Крушение задержало прибытие пассажирскаго поезда № 4, а следовательно и отправление поезда № 3, который обыкновенно составляется из вагонов, приходящих в поезде № 4. Прибывающих из Танхоя пассажиров, министр путей сообщения распорядился поместить частью в каютах ледокола «Ангара», частью в вагонах министерскаго поезда. Пассажиры, главным образом, офицерския жены с детьми, обрадованы теплому отношению министра к нуждам. Большинство их из Порт–Артура уехало, как только началась бомбардировка, схватив наскоро что попало под руки. У многих нет теплаго платья, от холода страдают при переезде через Байкал особенно дети.
Сегодня опять в пути по Байкалу у одной матери задохнулся ребенок, мать в отчаянии. Подрядчик выставляет очень мало лошадей, и пассажиры, заплатив за переезд по Байкалу, нанимают вольных ямщиков. Последние объявили пассажирам настоящую войну, берут за перегон от Танхоя до Байкала за тройку 18–25 рублей.
Источник: «Восточное обозрение» № 34, 10 февраля 1904 г.