Сравнение возможных вариантов проведения линии КБЖД
Одной из злоб дня надо считать вопрос о том, какое направление примет будущая Кругобайкальская железная дорога. Изыскания в настоящее время окончены и в самом непродолжительном времени дорога будет строиться по одному из проектируемых направлений. Таким образом, Иркутск будет связан с забайкальем непрерывным железным путем через сто с небольшим лет после того, как был соединен с ним, в 1798 году, грунтовой Кругобайкальской дорогой.
В корреспонденциях из Култука (№№ 67 и 90 «Восточнаго Обозрения») говорилось уже, хотя и неопределенно, о сравнительных выгодах проектируемых направлений; в настоящее время в виду окончания изысканий можно возвратиться к этому вопросу, основываясь на более подробных и уже окончательных данных.
Если дорога пойдет берегом Байкала — то линия, на сравнительно большом протяжении — четырех с половиною верст, пройдет под землей — девятнадцатью туннелями,— что, разумеется, и замедлит, и сильно удорожит работы; второе направление,— по берегу реки Иркута,— опять таки потребует больших затрат, так как здесь в состав линии, помимо нескольких незначительных туннелей, входит Зыр–Козунский туннель, длиною в три с половиною версты, т.е. очень дорогое и требующее долговременной работы, сооружение. Наконец, изыскания третьяго направления, о котором говорилось в указанных корреспонденциях, были произведены раннею весною текущаго года инженером Руином и являются, с одной стороны, неожиданным, а с другой, наиболее практичным вариантом.
Линия пойдет в этом случае по Олхе и Тигунчихе, и так как здесь на всем протяжении от Иркутска до Култука встретится надобность в постройке только двух небольших туннелей,— то работы в этом направлении обойдутся, во–первых, на много миллионов дешевле и, во–вторых, могут быть окончены в два года.
На этот вариант возлагалось сначала мало надежд,— казалось, что предпринятыя для изследования этого направления работы не увенчаются успехом, но произведенныя инженером Руином в усиленном составе 4–ой партии изыскания дали неожиданный для многих и, можно сказать, блестящий результат. Упомянутые два небольших туннеля, протяжением едва 160 сажен, при более тщательных изысканиях могут быть обойдены, и таким образом кругобайкальская железная дорога будет окончательно очищена от всяких подземных путей.
Кажется, что в настоящее время наибольшие шансы имеют два направления — по берегу Байкала и вариант инженера Руина в обход дорого стоющаго Зыр–Козунскаго туннеля. С точки зрения строительной, так сказать, преимущество на стороне последняго варианта: предполагаемое сбережение 15 миллионов рублей, в связи с краткосрочностью работ — дает основание разсчитывать на то, что будет принято именно это направление, так как с эксплоатационной точки зрения обе линии имеют свои преимущества и свои невыгодныя стороны, оценка которых, во всяком случае, довольно гадательна.
Следует, впрочем, заметить, что сбережение 15–ти миллионов, помещенных хотя бы в процентных бумагах, не говоря уже о каком–либо предприятии,— даст 600 000 рублей годового дохода, который надо принять во внимание, высчитывая выгоды и невыгоды эксплоатации той или другой линии.
Во всяком случае, пожелаем скораго и правильнаго решения вопроса о том направлении, по которому будет проложена Кругобайкальская ж.д.
Источник: «Восточное обозрение» № 232, 18 октября 1900 г.