Начато изучение нового направления Кругобайкальской железной дороги
Нам сообщают, что инженером Адриановым, по поручению управления сибирской ж.д. (собственно говоря, по поручению начальника управления инженера Ник. Евг. Ададурова), приступлено к изучению местности по перевалу из бассейна р. Иркута в оз. Байкал, долинами рр. Олхи, впадающей в Иркут справа, и Большой Крутой Губы, впадающей в Байкал вблизи Култука.
На изучение этого новаго направления для кругобайкальской ж.д. г. Адрианов давно (с 1 июня 1893 года) уже настаивал. Оно может дать значительное сокращение в длине; кроме того тоннель протяжением в 31/2 версты, необходимый при направлении долиною р. Иркута к верховьям речки Култушной, в хребте Зуркызунском, был бы обойден; хотя, надо сказать, что и в верховьях Олхи и Больш. Крутой Губы трудно избегнуть тоннеля. Это уже в общих чертах выяснено инженерами Никитиным и Ивановым, которые под руководством г. Адрианова работают на означенном водоразделе рек Олхи и Больш. Крутой Губы с 20 августа н.г.
25 сентября г. Адрианов предполагает, на пути в Петербург, осмотреть косогор оз. Байкала от истоков Ангары до Култука, чтоб сделать соображения о том, не следует ли попытаться направить кругобайкальскую ж.д. от ст. Иркутск вверх по левому берегу Ангары, а затем косогором Байкала. В этом случае было бы удлинение против кратчайшаго направления на Култук с тоннелем в 31/2 версты, но зато линия была бы без громадных подъемов и с маленькими тоннелями в мысах, впадающих в оз. Байкал.
Если мы идем в обход Хамар–Дабана, на г. Верхнеудинск, а затем Петровский завод и далее по Хилку, то отчего не изследовать направления в обход водораздела Иркута и Байкала, следуя открытою долиною Ангары, а затем косогором Байкала.
Уезжая с разрешения министра в Петербург, г. Адрианов оставляет в Забайкалье опытных техников для почвенных изследований в тех пунктах, где предполагаются мосты и трубы. Необходимо ознакомиться с грунтами, чтоб проектировать в 1895 г. искусственныя сооружения на реках, ручьях и др. водотоках.
Источник: «Восточное обозрение» № 110, 21 сентября 1894 г.