Начало строительства кругобайкальской железной дороги в 1889–1897 годах
Lake Baikal

Планирование строительства КБЖД в 1889–1897 годах

1889 г.

1891 г.

1893 г.

  • Декабрь. Начальник изысканий линии забайкальской железной дороги, инженер путей сообщения Адрианов, получил поручение от управления по сооружению сибирской жел. дороги представить проект соединительной ветви порта на Байкале, в с. Лиственичном, с г. Иркутском. Предполагается устроить означенную ветвь вдоль существующаго тракта, но за пределом разлива р. Ангары. К портовым изысканиям на Байкале для устройства удобных портов в Мысовой и в Лиственичном инженер Адрианов приступит, как только лед окрепнет на Байкале, т.е. 15–20 января. Изыскания ветви Иркутск–Лиственичное будет произведено летом. В феврале г. Адрианов предполагает прибыть в Иркутск, чтобы наладить это дело, в котором будет принимать участие и начальник 1–й партии, инженер Богословский.

    «Восточное обозрение» № 70, 31 декабря 1893 г.

1894 г.

1895 г.

1896 г.

  • Апрель. Нам сообщают из с. Мысовой, где пароходная пристань за Байкалом, что в настоящее время, по случаю открывшихся железнодорожных работ, там большое стечение чернорабочих и уже началась постройка обширнаго деревяннаго здания для железнодорожной станции. Для увеличения площади, нужной под постройку, у крестьян скуплено много изб.

    «ВО» № 49, 24 апреля 1896 г.

  • Май. С половины мая месяца возобновила свои работы экспедиция по изысканию кругобайкальской железной дороги. В июне ожидается приезд начальника этой экспедиции инженера Ф.Ф. Докса, с прибытием котораго, как мы слышали, начнутся работы между Култуком и Мысовой.

    «ВО» № 63, 31 мая 1896 г.

  • Ноябрь. Сим доводится до общаго сведения, что на днях будет приступлено к взрывным работам для устройства полотна Иркутск–Байкальской ж.д. ветви, пролегающей по левому берегу р. Ангары. Работы эти будут одновременно производиться у истока Ангары, против села Никольскаго, против села Молодых, против Пашков и у впадения р. Курмы в Ангару. Места этих работ будут своевременно ограждаться красными флагами. Ввиду этого покорнейше прошу при плавании по р. Ангаре обращать внимание на указанные сигналы и в пределах огражденных мест, до снятия сигналов, не подплывать к берегу ближе пятидесяти (50) сажен.

    Взрывы главным образом будут производиться между 10–12 часами дня и 3–5 часами вечера.

    Начальник участка, Инженер Андроников.

    «ВО» № 135, 15 ноября 1896 г.

1897 г.

  • Февраль. Мы получили от одного из местных крестьян следующее письмо: «Инженеры ведут Иркутско–Байкальскую жел. дор. ветвь по берегу Ангары, взрывают горы, рвут камни, делают большие выемки и т.д. Между тем все эти работы были бы излишни, если бы обойти некоторые места, напр. от дер. Грудининой нужно отойти влево от реки по Мельничной пади, пройти левее дер. Ерши и увалом (по пади) перейти на Кузьминския пашни и на Каю или прямо на Глазково. Это направление в техническом отношении не представляет тех трудностей, какия встречаются на линии по берегу Ангары».

    «ВО» № 16, 5 февраля 1897 г.

    В продолжение всей нынешней зимы в местности Большой Баранчик на Байкале производилась и производится в большом количестве заготовка разного строевого леса для железнодорожнаго и пароходной пристани и разных других железнодорожных сооружений. Доставкой леса, главным образом с подряда, занимаются преимущественно крестьяне селения Култук.

    «ВО» № 17, 7 февраля 1897 г.

    В 3 часа ночи на 7–е февраля на Иркутско–Байкальской ж. дороге обвалился рабочий барак подрядчика Яковкина. Из 19 рабочих, бывших в бараке, один рабочий задавлен насмерть, убит, двое ранены; последние помещены уже в жел.–дор. больнице в деревне Михалево. Причины несчастия пока не выяснены. Является ли это несчастье последствием случайности, или окажется кровавой иллюстрацией возмутительной небрежности — покажет ближайшее будущее. На место происшествия 7–го же февраля утром выехал прокурор, начальник участка и начальник дистанции.

    Обвалившийся барак новый и выстроен всего каких–нибудь три–четыре недели, расположен он всего в 11–20 верстах от Иркутска, между деревнями Ерши и Грудининой.

    «ВО» № 19, 12 февраля 1897 г.

  • Март. Через Иркутск провезены на нескольких тройках и четверках главныя основныя части ледокола, заказаннаго в прошлом году в Англии железнодорожной администрацией для Байкала. Перевозка ледокола отдельными частями, производящаяся уже давно, в настоящее время приходит к концу. Для сложения его на Байкале сооружается обширный док, и в скором времени, вероятно, приступлено будет к сборке ледокола.

    «ВО» № 30, 9 марта 1897 г.

    На постройке Иркутск–Байкальской ветки, на участке, находящемся в заведывании инженера г. Смирнова, недалеко от с. Тальцы, при производстве динамитных работ у рядчика Рубцова тяжело ранен рабочий.

    «ВО» № 31, 12 марта 1897 г.

    На 2 дистанции 1 участка Иркутско–Байкальской железнодорожной ветви на работах подрядчика Молчанова глыбою обвалившейся земли придавило одного из рабочих. Рабочий тяжело ранен.

    «ВО» № 33, 16 марта 1897 г.

    На 2 дистанции 1 участка Иркутско–Байкальской железнодорожной ветви на работах подрядчика Молчанова глыбою обвалившейся земли придавило одного из рабочих. Рабочий тяжело ранен.

    «ВО» № 33, 16 марта 1897 г.

  • Июнь. На Иркутск–Байкальской ветви выполнено по 1 июня земляных работ 491/2 тысяч кубов. Все количество исчислено в 150 тысяч, таким образом 1/3 уже исполнена.

    «ВО» № 68, 8 июня 1897 г.

  • Август. По 1 августа 1897 г. исполнено на Иркутск–Байкальской железной дороге земляных работ всего 100 000  куб. сажен. Предполагается закончить полотно жел. дороги к 15 октября.

    «ВО» № 96, 13 августа 1897 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм–канале.