Планирование строительства КБЖД в 1889–1897 годах
1889 г.
-
Июль. Выполнены изыскания кругобайкальской железнодорожной линии.
«Восточное обозрение» № 27, 2 июля 1889 г.
-
Октябрь. Поиск пути обхода озера Байкал с севера (экспедиция подполковника Н.А. Волошинова).
«Восточное обозрение» № 42, 15 октября 1889 г.
Сообщение подполковника Волошинова на заседании Восточно–Сибирского Отдела ИРГО об изысканиях пути обхода Байкала с севера.
«Восточное обозрение» № 44, 29 октября 1889 г.
-
Декабрь. Изыскания направления железной дороги, обходящей Байкал с севера (экспедиция инженера путей сообщения Л.И. Прохаски).
«Восточное обозрение» № 50, 10 декабря 1889 г.
1891 г.
-
Март. Принято решение о производстве изысканий по нескольким направлениям сибирской железной дороги.
«Восточное обозрение» № 12, 17 марта 1891 г.
1893 г.
-
Декабрь. Начальник изысканий линии забайкальской железной дороги, инженер путей сообщения Адрианов, получил поручение от управления по сооружению сибирской жел. дороги представить проект соединительной ветви порта на Байкале, в с. Лиственичном, с г. Иркутском. Предполагается устроить означенную ветвь вдоль существующаго тракта, но за пределом разлива р. Ангары. К портовым изысканиям на Байкале для устройства удобных портов в Мысовой и в Лиственичном инженер Адрианов приступит, как только лед окрепнет на Байкале, т.е. 15–20 января. Изыскания ветви Иркутск–Лиственичное будет произведено летом. В феврале г. Адрианов предполагает прибыть в Иркутск, чтобы наладить это дело, в котором будет принимать участие и начальник 1–й партии, инженер Богословский.
«Восточное обозрение» № 70, 31 декабря 1893 г.
1894 г.
-
Январь. На XX заседании комитета сибирской железной дороги предложено провести временную ветвь от Иркутска до Лиственичной, с организацией пароходных рейсов через озеро, для поддержания непрерывной связи с забайкальской железной дорогой.
«ВО» № 7, 16 января 1894 г.
-
Сентябрь. Начато изучение нового направления Кругобайкальской железной дороги по перевалу из бассейна Иркута в озеро Байкал, долинами рек Олхи и Большой Крутой Губы.
«ВО» № 110, 21 сентября 1894 г.
1895 г.
-
Июнь. На XXIII заседании комитета сибирской железной дороги выделены деньги на строительство ветви Иркутск–Лиственичная и решено начать строительство в 1895 г.
«ВО» № 75, 28 июня 1895 г.
-
Август. Окончены изыскания и составлены проекты постройки железнодорожной ветви Иркутск–Лиственичная и устройства пристаней на берегу озера Байкала.
«ВО» № 95, 13 августа 1895 г.
Приезд комиссии под председательством тов. министра Петрова для личнаго осмотра Байкала и прилегающих к нему местностей многое изменил в намеченных ранее планах железнодорожных работ; такие вопросы, как ледоколы на Байкале, направление железнодорожной ветви по Байкалу, иркутский вокзал и др. оставлены открытыми впредь до обсуждения этих вопросов в Петербурге. В связи с разрешением этих работ находится приезд в Иркутск г. Ададурова, который уже выехал из Петербурга. Мы слышали, что в непродолжительном времени министр путей сообщения князь Хилков предполагает посетить Иркутск, чтобы на месте ознакомиться с условиями предполагаемых железнодорожных работ.
«ВО» № 97, 18 августа 1895 г.
-
7 сентября. Министр путей сообщения князь М.И. Хилков прибыл в Иркутск.
«ВО» № 107, 10 сентября 1895 г.
-
29 ноября. На XXV заседании комитета сибирской железной дороги принято решение о составлении в 1896 году программы гидрографического исследования озера Байкал и выделено для этих целей 7000 руб.
«ВО» № 7, 17 января 1896 г.
1896 г.
-
Апрель. Нам сообщают из с. Мысовой, где пароходная пристань за Байкалом, что в настоящее время, по случаю открывшихся железнодорожных работ, там большое стечение чернорабочих и уже началась постройка обширнаго деревяннаго здания для железнодорожной станции. Для увеличения площади, нужной под постройку, у крестьян скуплено много изб.
«ВО» № 49, 24 апреля 1896 г.
-
Май. С половины мая месяца возобновила свои работы экспедиция по изысканию кругобайкальской железной дороги. В июне ожидается приезд начальника этой экспедиции инженера Ф.Ф. Докса, с прибытием котораго, как мы слышали, начнутся работы между Култуком и Мысовой.
«ВО» № 63, 31 мая 1896 г.
-
Ноябрь. Сим доводится до общаго сведения, что на днях будет приступлено к взрывным работам для устройства полотна Иркутск–Байкальской ж.д. ветви, пролегающей по левому берегу р. Ангары. Работы эти будут одновременно производиться у истока Ангары, против села Никольскаго, против села Молодых, против Пашков и у впадения р. Курмы в Ангару. Места этих работ будут своевременно ограждаться красными флагами. Ввиду этого покорнейше прошу при плавании по р. Ангаре обращать внимание на указанные сигналы и в пределах огражденных мест, до снятия сигналов, не подплывать к берегу ближе пятидесяти (50) сажен.
Взрывы главным образом будут производиться между 10–12 часами дня и 3–5 часами вечера.
Начальник участка, Инженер Андроников.
«ВО» № 135, 15 ноября 1896 г.
1897 г.
-
Февраль. Мы получили от одного из местных крестьян следующее письмо: «Инженеры ведут Иркутско–Байкальскую жел. дор. ветвь по берегу Ангары, взрывают горы, рвут камни, делают большие выемки и т.д. Между тем все эти работы были бы излишни, если бы обойти некоторые места, напр. от дер. Грудининой нужно отойти влево от реки по Мельничной пади, пройти левее дер. Ерши и увалом (по пади) перейти на Кузьминския пашни и на Каю или прямо на Глазково. Это направление в техническом отношении не представляет тех трудностей, какия встречаются на линии по берегу Ангары».
«ВО» № 16, 5 февраля 1897 г.
В продолжение всей нынешней зимы в местности Большой Баранчик на Байкале производилась и производится в большом количестве заготовка разного строевого леса для железнодорожнаго и пароходной пристани и разных других железнодорожных сооружений. Доставкой леса, главным образом с подряда, занимаются преимущественно крестьяне селения Култук.
«ВО» № 17, 7 февраля 1897 г.
В 3 часа ночи на 7–е февраля на Иркутско–Байкальской ж. дороге обвалился рабочий барак подрядчика Яковкина. Из 19 рабочих, бывших в бараке, один рабочий задавлен насмерть, убит, двое ранены; последние помещены уже в жел.–дор. больнице в деревне Михалево. Причины несчастия пока не выяснены. Является ли это несчастье последствием случайности, или окажется кровавой иллюстрацией возмутительной небрежности — покажет ближайшее будущее. На место происшествия 7–го же февраля утром выехал прокурор, начальник участка и начальник дистанции.
Обвалившийся барак новый и выстроен всего каких–нибудь три–четыре недели, расположен он всего в 11–20 верстах от Иркутска, между деревнями Ерши и Грудининой.
«ВО» № 19, 12 февраля 1897 г.
-
Март. Через Иркутск провезены на нескольких тройках и четверках главныя основныя части ледокола, заказаннаго в прошлом году в Англии железнодорожной администрацией для Байкала. Перевозка ледокола отдельными частями, производящаяся уже давно, в настоящее время приходит к концу. Для сложения его на Байкале сооружается обширный док, и в скором времени, вероятно, приступлено будет к сборке ледокола.
«ВО» № 30, 9 марта 1897 г.
На постройке Иркутск–Байкальской ветки, на участке, находящемся в заведывании инженера г. Смирнова, недалеко от с. Тальцы, при производстве динамитных работ у рядчика Рубцова тяжело ранен рабочий.
«ВО» № 31, 12 марта 1897 г.
На 2 дистанции 1 участка Иркутско–Байкальской железнодорожной ветви на работах подрядчика Молчанова глыбою обвалившейся земли придавило одного из рабочих. Рабочий тяжело ранен.
«ВО» № 33, 16 марта 1897 г.
На 2 дистанции 1 участка Иркутско–Байкальской железнодорожной ветви на работах подрядчика Молчанова глыбою обвалившейся земли придавило одного из рабочих. Рабочий тяжело ранен.
«ВО» № 33, 16 марта 1897 г.
-
Июнь. На Иркутск–Байкальской ветви выполнено по 1 июня земляных работ 491/2 тысяч кубов. Все количество исчислено в 150 тысяч, таким образом 1/3 уже исполнена.
«ВО» № 68, 8 июня 1897 г.
15 июня состоялась торжественная закладка железнодорожнаго вокзала в Глазковском предместье Иркутска.
«ВО» № 72, 18 июня 1897 г.
-
Август. По 1 августа 1897 г. исполнено на Иркутск–Байкальской железной дороге земляных работ всего 100 000 куб. сажен. Предполагается закончить полотно жел. дороги к 15 октября.
«ВО» № 96, 13 августа 1897 г.