Решение об устройстве переправы через Байкал и начале изысканий кругобайкальской линии
Из отчета по комитету Сибирской железной дороги за 1893–1897 гг.
Иркутск–Байкальская ветвь
Озабочиваясь возможно скорым устройством непрерывнаго рельсоваго пути через весь сибирский материк и видя и невозможность скораго осуществления кругобайкальскаго участка дороги, комитет остановился на мысли о проведении временной рельсовой линии от города Иркутска до озера Байкала и об устройстве на последнем правильнаго пароходнаго сообщения.
Первоначально предполагалось провести ветвь от Иркутска к Байкалу по правому берегу реки Ангары, но затем выяснились существенныя неудобства такового направления, вследствие чего решено проложить путь по левому берегу означенной реки. Стоимость ветви определилась в 2 400 914 рублей.
В настоящее время земляныя работы на протяжении 60 верст от Иркутска до Байкала уже закончены, и почти все здания и мосты готовы.
Пароходная переправа через озеро Байкал
Что касается устройства пароходной переправы через озеро Байкал, то здесь были произведены изыскания с целью выбора удобных мест для устройства пристаней, а затем решено заказать пароход по типу судов, производящих перевозку железнодорожных поездов через водныя пространства в Западной Европе между Датскими островами и материком, а в Америке — через пролив между озерами Гуроном и Эрио, у города Детроя. Для возможнаго же устранения препятствий, происходящих от замерзаемости Байкала, предположено, при помощи ледокольных приспособлений, продолжить период навигации упомянутаго парохода до 10 месяцев в году. Ныне будущий паром–ледокол собирается на Байкале при помощи специально изготовленнаго дока, а металлическия части этого большого парохода постепенно подвозятся по сибирской дороге и затем частью — летом по р. Ангаре, частью — зимою гужем. Постройку парома предполагается окончить в зимний период 1899–1900 гг. Кроме сооружения парома на Байкале, приступлено к устройству пристаней и молов и к постройке плавучаго дока.
Кругобайкальская железная дорога
Разрешая принципиальный вопрос о желательности проведения железнодорожной ветви от Иркутска до Байкала и устройства на последнем переправы, комитет принял во внимание, что подобное соединение средне–сибирской железной дороги с забайкальскою во всяком случае не должно явиться причиною отсрочки проведения сплошнаго рельсоваго пути через всю Сибирь, и потому постановил озаботиться приступом к производству технических изысканий по нескольким возможным направлениям кругобайкальской линии.
Источник: «Восточное обозрение» № 60, 24 мая 1898 г.