О жизни арестантов на строительстве Кругобайкальской железной дороги
...По дороге заехал в этап, где помещается партия арестантов до 300 человек, работающих на земляных работах, и откровенно говоря, прямо поразился постановкой дела. Высокий светлый этап чисто выбелен, по стенам нары с тюфяками. Отлично устроенная хлебопекарня, кухня, кузница, баня. Маленькие отдельные барачки для семейных. Пища свежая, мяса на обед полагается варенаго 84 золотника (около 360 г. — МБ), отличный суп, хлеб, чай три раза в день и вечером ужин.
С легким сердцем тронулся я дальше в полной уверенности, что если уж железнодорожное начальство сумело заставить содержать так арестантов, то вольным рабочим у подрядчиков должно житься куда лучше, но... Но чем дальше я ехал, тем яснее видел ошибочность своих предположений. Еще у подрядчика Кирикова хоть бараки были сносные, а дальше рабочие ютятся в шалашах да землянках, находя, что это все–таки лучше, чем бараки... О пище помолчу,— это вопрос, который нужно разобрать посерьезнее, а не так — мимоходом...
Источник: «Восточное обозрение» № 171, 24 июля 1902 г.