Причина отмены торгов на работы по постройке КБЖД.
Lake Baikal

Причина отмены торгов на постройку КБЖД

Торги, или как они правильнее называются — конкуренция между подрядчиками, пожелавшими взять на себя работы Кругобайкальской линии, не состоялись. Новая конкуренция на основании изложенных условий, назначена на 19 ноября.

В заинтересованных сферах, может быть, склонны будут прикрывать остротой горечь обманутых надежд, уподобляя управление «разборчивой невесте», которая рискует остаться без женихов.

Но причиной того, что первые торги кончились ничем, не была излишняя разборчивость. Всем, можно сказать, известно в Иркутске, что торги разстроились благодаря чрезмерным ценам, заявленным подрядчиками. Высота единичных цен в предположенных ими условиях несообразна была ни с чем: ни с прецедентами ближайших участков Сибирской или Забайкальской линии, ни с опытом, который уже приобретен управлением на постройке участка Мысовая–Переемная и на пробных выемках.

Этот опыт — громадное преимущество для строителей Кругобайкальской дороги, котораго, насколько мы знаем, были лишены другие участки Сибирской магистрали. Особенное значение должны иметь в этом смысле пробныя работы. Помимо их непосредственной роли дать точныя основания для технической стороны дела, поскольку она зависит от характера грунтов, пробныя выемки помогут заранее распределить грунты по степени легкости их разработки и выработать нормы для разценки земляных работ.

Сведения о пробных выемках уже сообщались в нашей газете. Напомним здесь то, что прямо относится к делу. Этими выемками на трех строительных участках будущей линии, т.е. между Баранчиком и Култуком и от Култука до Мурина, выработано около 21/2 тысяч кубов на каждом, причем по иркутскому берегу Байкала выемки делались, главным образом, в скале. Работы были сданы рядчикам по 12 р. за куб. саж. в скале, 9 р. — в разборном камне, 6 р. — в щебне и менее 4 р. в обыкновенном грунте. Что цены эти были для рядчиков далеко не убыточны, показывает их полная готовность даже просьбы, продолжать те же работы на таких же самых условиях. Показывает это и след. сопоставление: получая от управления указанную выше плату, рядчики сами сдавали работы сдельно, причем скала обходилась им до 6 р. за куб. Один из них вел дело поденными рабочими, содержал полный штат технич. надзора и избавил себя от сомнительнаго удовольствия наживаться на продаже рабочим продуктов, продаже, при которой покупателю поневоле всучивают обыкновенно то, что ему совсем не нужно. А насколько мы знаем, рядчик этот результатами своих работ доволен.

Положим, на этих работах контрагенты пользовались казенным инструментом и были избавлены от «отделки» полотна; но за отделку всегда подрядчики получают далеко не обидную прибавку. И те выгоды, которыми пользовались в данном случае рядчики, пожалуй, вполне уравновешиваются разбросанностью работ. Выемки на первом участке делались в 5–6 на втором — в 10 и лишь на одном, третьем были более сконцентрированы. Разбросанность, как понятно всякому, увеличивает накладные расходы.

Данных, которыми снабдили эти предварительныя работы технический надзор, соискатели–подрядчики, очевидно, совсем не имели в виду. Да и на самую конкуренцию они посмотрели как–то странно: как на состязание о том, кто больше запросит. Заявленныя цены доходили до 22 и даже до 26 рублей за куб скалистаго грунта! Такия цены бывали на Забайкальской дороге лишь в экстренных случаях, когда нужно было спешно кончать работы во время мобилизации и приходилось, устранять какого–либо подрядчика, валявшаго через пень колоду, а работы его передавать другому на каких угодно ему условиях.

Какова бы ни была спешность работ на Кругобайкальской дороге, подрядчики не могут оказаться в затруднительном положении. Рабочий рынок далеко не пуст: ононская ветка кончена, спрос на манчжурскую дорогу почти прекратился, а в России и Западной Сибири недостатка в рабочих руках не предвидится. Оттуда следует ожидать наплыва рабочих, готовых на всякия условия.

Нельзя не приветствовать той решимости, с которой управление Кругобайкальской дороги отвергло чрезмерныя притязания подрядчиков и не остановилось перед назначением новых торгов. Можно пожалеть только, что промежуток времени до 11 слишком мал и, благодаря этому, состав соискателей вряд ли изменится. Если и вторые торги не состоятся, большой печали не будет. При полном даже отсутствии подрядчиков у строителей всегда останется исход — начать работы хозяйственным способом; как слышно, контроль предполагает настаивать на этом. И можно быть вполне уверенным, что не сейчас, так очень скоро найдутся менее притязательные контрагенты. Тем временем на своих работах казна будет иметь время и полную возможность обставить такими условиями положение рабочих, соблюдение которых будет обязательно для новых подрядчиков. Надеемся, на эту сторону дела, не менее важную, чем техническая, будет обращено полное внимание как при заключении контрактов с подрядчиками, так и во время работ.

Источник: «Восточное обозрение» № 259, 25 ноября 1901 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм–канале.