Условия жизни и труда рабочих на постройке Кругобайкальской линии.
Lake Baikal

Условия жизни и труда рабочих на строительстве КБЖД

Не начались еще работы по постройке Кругобайкальской железной дороги, а уже имеются человеческия жертвы вследствие небрежнаго отношения контрагентов дороги к своим рабочим. В приемном покое с. Култук находится на излечении рабочий одного из контрагентов, именно инженера А.Л. Бонди, получивший серьезные ожоги лица при взрывных работах. По объяснению самого пострадавшаго дело было так: близ селения Утулик, в двух перегонах от Култука, имеется карьер инженера Бонди для ломки камня, где при взрывании пород употребляли вместо разрешеннаго фитиля бумагу. При таком положении дела, конечно, несчастных случаев будет масса.

Контрагентами Кругобайк. ж.д. являются исключительно гг. инженеры, почему можно было бы ожидать более лучшей постановки дела, но на самом же деле видим обратное. Заведующий работами инженера Бонди в селении Утулик, некто Лифшиц,— по профессии фельдшер — и едва ли имеет какое–либо понятие о технических правилах работ,— иначе он никогда бы не допустил замены требуемаго при взрывных работах фитиля бумагой.

Вообще нужно заметить, что у инженера А.Л. Бонди дела идут не совсем гладко, что видно из того, что в 20–х числах марта начальником мысовскаго жандармскаго отделения ротмистром г. Лемени–Македон была передана и д. начальника работ о том, что контора инженера Бонди не платит денег рабочим, вследствие чего артель плотников в числе 26 человек 18 марта прекратила работы, а контора Бонди, желая оправдать себя пред отсутствующим принципалом, всю собственную свою вину сложила на рядчика г. Яроваго, человека полуграмотнаго и удрученнаго случившимся до болезни.

Яровой как рядчик по плотничным работам, растерявшись от происшедшаго, подписывал все, что давала ему подписывать контора Бонди, а контора действовала в собственных интересах и в оправдание своей вины. Яровой потерял все, что имел, и в настоящее время человек совершенно разоренный.

Дело в том, что контора инженера Бонди, заключая на разнаго рода работы условия и на определенные сроки, сама задерживает эти работы недостатком материалов, что, конечно, вина доверенных инженера Бонди,— людей, близких личности Бонди, но очень далеких от дела, им порученнаго.

Как гг. доверенные Бонди относятся к делу, можно видеть из следующаго: 1) на 3–м участке, где производится ломка камня, рабочие были привезены в феврале и для них не было приготовлено помещения, и рабочие жаловались подлежащему участковому начальству, что они были принуждены спать на снегу (офиц. жалоба есть в конторе 3 участка и местнаго жандарма); 2) в селении Култук рабочие помещаются в таком бараке, в какой порядочный хозяин не поместит и скотину, и рабочие не могут допроситься стекол для рам и железной печи.

Источник: «Восточное обозрение» № 98, 30 апреля 1902 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм–канале.