Прибытие на Байкал министра путей сообщения и первая попытка перевезти через озеро паровоз
Министерский поезд прибыл на ст. Байкал в 2 часа пополудни 28 января в составе пяти служебных вагонов, 1 вагона–микста 1–2 класса и 1 вагона III класса.
Г. министр путей сообщения с семьей и сопровождающие его начальствующия лица по прибытии поезда завтракали в вагоне–салоне.
В числе лиц, сопровождающих министра, были нач. Сибирской ж.д. Павловский, нач. Забайк. ж.д. инж. Свенцицкий, нач. изысканий II–го Сибирскаго пути между Ачинском и Иркутском инж. Бошняк, помощник начальника работ Кругобайк. ж.д. инж. Симберг и начальники отдельных служб Забайк. ж.д. В 31/2 часа дня министр вместе с супругой вышли на дебаркадер станции и проследовали к приготовленным для них на льду Байкала тройкам, запряженным в роскошныя городския ковровыя кошевы, на которых и отправились осматривать работы по прокладке пути по льду Байкала. Ко времени приезда министра было уложено по льду более 2–х верст. В самом начале этого пути на небольшом тупике был поставлен паровоз, снятый с колес и отнятый от тендера. Паровоз этот в ночь с 27 на 28 января был установлен на особыя сани, сооруженныя по идее министра, дабы его перевезли по льду гужем в Танхой.
Ко времени прибытия министра в эти сани к длинным канатам были припряжены двадцать троек, дружным усилием которых и предполагалось везти паровоз. Но сани, простояв более 1/2 суток под таким грузом, вгрузли в снег, покрывающий лед Байкала, чего технический надзор дороги не предусмотрел, и, несмотря на неоднократныя понукания лошадей, так и не удалось тронуть паровоза с места в присутствии министра. Если бы сани были установлены на катках, трения было бы меньше, и первый натиск было бы сделать гораздо легче. Такие катки всегда устраиваются на месте погрузки больших колоколов при зимней перевозке их.
После осмотра пути, причем пущен был горячий паровоз с 2–мя вагонами по уложенному на льду Байкала пути, министр с спутниками вернулся в вагоны на ст. Байкал, а затем около 6–ти часов семья министра отправилась в с. Лиственичное к начальнику Байкальской ж.д. переправы инженер–механику Заблоцкому, где они предполагают быть до возвращения кн. Хилкова из поездки в Маньчжурию. Сам же министр вместе с некоторыми начальствующими под охраной нескольких казаков, несмотря на поднявшийся буран, поехал на лошадях в Танхой для дальнейшаго следования до Маньчжурии.
По слухам, министр вернется на Байкал к 1 февраля, а затем поедет для осмотра работ Кругобайкальской ж.д.
Источник: «Восточное обозрение» № 26, 31 января 1904 г.