Путешествие вокруг озера Байкал
«А от верхней Ангары до реки Котугины ходу 2 днища и тут пристанище...»
Лояльное здравомыслие
3 августа
Остров Ярки, река Кичера, река Сырой Молокон, мыс Курла, мыс Тыя, река Тыя, губа Сеногда
От Нижнеангарска прямо по берегу проложены дороги — автомобильная и железная. Последняя время от времени ныряет в тоннели. Местами вдоль дорог сооружены защитные стенки, ошеломляющие непосредственностью инженерных решений. Стенки выполнены из уложенных друг на друга корявых бетонных блоков. На тщательно выполненную каменную кладку Кругобайкальской железной дороги это походит не больше, чем телеграфный столб на Эйфелеву башню. Деградируем на глазах. Загнивающий царский режим, когда строил Кругобайкалку, смог, а передовой советский — уже нет. И похоже, что и не пытался.
Еще более «передовой» нынешний режим тоже собирался внести посильную лепту в уничтожение Северного Байкала. Где–то в этих местах должна была пройти труба нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан. Глядя на мощные утесы, теснящие к самой воде бегущие по берегу дороги, не понимаешь, где бы можно было эту трубу положить. Но факт остается фактом — собирались. И клятвенно обещали не простую, а супертехнологичную «умную трубу» из особого вида стали, с интеллектуальными вставками, телемеханикой и автоматикой. Мы не поверили. Акции протеста прошли по всей стране, в Иркутске на митинги выходило по несколько тысяч человек. Митинги показывали по НТВ и говорили про нас гадости. Выходило так, будто за протесты и стояние на морозе нам заплатили недруги родины, с целью помешать родной стране подниматься с колен, что без трубы по берегу Байкала сделать совершенно невозможно — это же всем «здравомыслящим» людям понятно!
«Здравомыслящие» обнаруживались в самых немыслимых местах. На одном из иркутских сайтов начали собирать подписи в защиту Байкала, и я попытался привлечь к этой акции людей, разместив соответствующие сообщения на нескольких посещаемых форумах. Один из них был туристический. Казалось бы, куда проще: представить себе Байкал, нефтяную трубу, положить одно возле другого, чтобы осознать противоестественность даже простого соседства. Но многие посетители форума, вместо того чтобы включить сознание или хотя бы воображение, уж не знаю, чего им больше недоставало, добывали затасканный шаблон и тут же бездумно употребляли его: «от нашего мнения ничего не зависит», «на Байкале не бывает землетрясений в 10 баллов» и вплоть до самого страшного — «нас хотят в темную поиметь». Я стал проводником злобных происков «зеленых» и едва ли не тайным агентом мировой закулисы, норовящим не дать, подорвать, ослабить и льющим воду не на ту мельницу.
Получалось, что люди, которые называют себя туристами и регулярно выбираются на природу, чтобы любоваться ее красотами, не хотят и пальцем пошевелить, чтобы эту природу оградить от негодяев. Всего–то от них требовалось зайти на сайт и нажать пару кнопок, чтобы одним голосом в защиту Байкала стало больше. Поскольку даже это сделать было трудно, то стоит ли удивляться тому, что они с восторгом тащат в поход краску для раскрашивания скал, но не в состоянии унести с собой свой же мусор? Психология потребителя, развившаяся на фоне патологического скудоумия — это самый умеренный диагноз. Происхождение мусорных куч на берегах Байкала загадки больше не представляет.
Не все, конечно, так себя вели. Были люди, которые отнеслись к проблеме с большим сочувствием и пониманием. Но из четырех форумов, на которых я разместил призыв помочь Байкалу, лишь на одном понимание было полным. Это был форум подводных охотников. Честь и хвала этим ребятам, лучше прочих понимающим ценность чистой воды!
Ситуацию, как все могли видеть, вульгарным пиар–ходом разрешил г–н, который, по моему глубокому убеждению, сам ее и породил, если не непосредственно, то косвенно, уж наверняка. И не из заботы о Байкале он это сделал. Может, протесты российской и мировой общественности достигли таки цели, а может еще что–то сыграло роль. Настоящую заботу о Байкале он проявит через четыре года, 13 января 2010 года, когда подпишет постановление, уничтожающее закон, защищавший Байкал, за что впоследствии этот г–н будет удостоен памятного знака на дне Байкала. Хотя уже в самом начале наступившего века те, кто помнил нашу недавнюю историю, знали, что смотреть надо куда шире...
Торжественный пуск в эксплуатацию нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» состоится 29 декабря 2009 года. Меньше чем через месяц, 20 января 2010, умную трубу вместе с интеллектуальными вставками и телемеханикой прорвет первый раз…
Утром 3 августа мы пришли в Северобайкальск, пополнили запасы провизии, попрощались с нашими товарищами и, снова оставшись вдвоем, пошли на юг.
Полотно Байкало–амурской магистрали осталось позади, но на берегу чувствуется присутствие автомобильной дороги, которая связывает Северобайкальск с селом Байкальское. Чувствуется по набитым от нее подъездам к воде, проплешинам стоянок отдыхающих и другим признакам частого появления здесь людей, не очень–то склонных убирать за собой…