Иркутская таможня
Прогулка на Байкал — одно из любимых иркутянами времяпровождений. Подошло два кряду праздничных дня, глядишь, несколько человек отправляются в Лиственичное на пароходе, на лошадях и даже на велосипедах и там проводят праздники в созерцании сибирскаго моря и окружающей его дикой природы. Поездка к Байкалу обыкновенно не сопряжена ни с какими неудобствами, если вы запаслись в достаточном количестве теплой одеждой, без которой байкальская температура покажется слишком чувствительной, но обратно лучше всего ехать на лошадях, на велосипедах, на лодке по Ангаре, но не на пароходе. При всех других способах передвижения вы подвергаетесь только один раз, в Лиственичном, таможенному обыску, а на пароходе вас целый час и более держат в Лиственичном, да столько же в Иркутске. Но в Лиственичном вы встречаете, в лице таможеннаго чиновника, человека, который умеет войти в положение путника и понять его интересы, а в Иркутске вас продержат изрядно иногда под дождем и ночью (как это было 28–го июня), да кроме того вы рискуете подвергнуться грубости таможенной стражи, а если у путника есть еще багаж, то его снова перетряхнут самым безцеремонным образом.
Источник: «Восточное обозрение» № 28, 12 июля 1892 г.
Для более обстоятельной характеристики таможенных порядков в Лиственичном и Иркутске, в дополнение к заметке, помещенной в № 28, считаем небезполезным поместить в газете следующее сообщение туриста.
Байкал находится от Иркутска всего в 60–ти верстах. При постоянно рейсирующем по Ангаре пароходе, казалось бы, всякий, имеющий в своем распоряжении два, три свободных дня, легко может воспользоваться этими днями, чтобы прокатиться на Байкал и полюбоваться своеобразной красотой этого величественнаго озера. Но на самом деле это не так легко. Прежде всего, ни один из здешних пароходов не делает к Байкалу срочных рейсов, хотя не срочно ходят почти ежедневно, и потому, чтобы попасть на пароход в Иркутске, нужно почти буквально его караулить, когда он придет. Та же история и в Лиственичном. Отправиться из Лиственичнаго в какую–нибудь более или менее отдаленную экскурсию рискованно, чтобы не пропустить отход парохода. Но это еще не все. Прежде чем отправиться из Лиственичнаго обратно в Иркутск, пароход и пассажиры подвергаются таможенному осмотру.
Вот пароход готов к отходу; пассажиры в сборе, но идти нельзя, ибо нет таможеннаго чиновника и пароходная администрация и пассажиры находятся в томительном ожидании. Капитан устремил взоры по тому направлению, откуда должна показаться фуражка с зеленым кантом, но увы! ея нет! Наконец, чиновник является и начинается «осматривание» таможенным унтером скромнаго багажа несчастных туристов. Осмотр кончен. Чиновник начинает писать какой–то документ, вероятно, акт осмотра пассажиров. Ныне я ездил два раза, и оба раза писание акта продолжалось слишком долго*). А пароход стоит; время идет убийственно медленно; пассажиры то и дело посматривают на часы и нетерпеливо толкутся на палубе. Наконец, таможенная обрядность кончена, пароход отправился, пассажиры вздохнули свободно, теперь все кончено. Но нет, до конца еще далеко. Последний акт разыгрывается в Иркутске.
Представьте себе положение пассажиров, приехавших на пароходе «Бурят», из Лиственичнаго в Иркутск, пятаго июля, в воскресенье. Накрапывает порядочный дождь. Пароход пристал к пристани; положен трап, но администрация парохода предупреждает пассажиров, что сходить с парохода нельзя, пока не разрешит таможенный судовой смотритель. Появившиеся вскоре на трапе таможенные унтер–офицер и несколько солдат загородили дорогу и также заявляют пассажирам, что они не могут уходить с парохода, пока не придет «барин». А барина нет...
Проходит час, час с четвертью; дождь идет довольно основательно; извозчики, стоявшие на берегу, начинают разъезжаться, потеряв надежду дождаться пассажиров. Среди пассажиров ропот, спрашивают таможенную стражу, за что их арестовали, ибо некоторые пассажиры, вполне основательно, считали себя арестованными, но таможенная стража относится вполне безучастно к воплям пассажиров, видимо, она уже к этому привыкла. Капитан, как на иголках, не может скрыть своего смущения, и на выраженное ему пассажирами недовольство заявляет, что он тут ни причем и что ему самому нужно отправиться в город, но до прихода таможеннаго чиновника, он не имеет права сойти с парохода. Но, как всему бывает на свете конец, наступил конец и пленению пассажирскому. Недели две тому назад, я также возвращался из Лиственичнаго. Пароход пришел поздно вечером. Шел дождь. Прошло 3/4 часа от времени прибытия парохода до прихода барина.
*) Это подтверждают многие, кому приходилось ехать из Лиственичнаго в Иркутск на пароходе.
Таким образом, интересная и приятная сама по себе прогулка по Ангаре к Байкалу, благодаря вышеописанным мытарствам, не только не доставит удовольствия туристу, а напротив растроит нервы и надолго отобьет охоту ездить по местам, лежащим за таможенною чертою.
Источник: «Восточное обозрение» № 31, 2 августа 1892 г.