Дорога от Красноярска до Стретенска через Иркутск
(отрывок из «Путеводителя по Сибири и Туркестанскому краю»)
4. От Красноярска до Иркутска
От Красноярска до Иркутска дорога пролегает по гористой местности, почти на всех станциях в табелях встречаются указания на спуски, где на обратном пути необходимо тормозить экипаж, но так как почтовыя лошади привычны, то ямщики на всем этом пути тормозят всего три раза: два раза — вскоре после Красноярска, а третий — на первой станции от Нижнеудинска. До Нижнеудинска дорога вообще хороша, далее же — к Иркутску — она хотя и ровна, но засыпана уж очень крупной галькой.
Зимой морозы здесь доходят до 40°. В летнее время между Иркутском и Красноярском и далее от него к Томску появляются целыя тучи мошки; местные жители защищают от нее свое лицо особыми сетками, сплетенными из волоса; проезжающим однако нет надобности прибегать к подобным сетками, так как мошка безпокоит лишь тогда, когда находишься на месте, или же движешься, но медленно*). Почти от самаго Красноярска и вплоть до станции Половинной, пятой не доезжая Иркутска, предложение вольных лошадей очень велико: во многих деревнях крестьяне выходят или выезжают верхом за деревню и там поджидают проезжающих.
С Половинной станции вольныя лошади, вследствие большаго спроса, происходящаго от близости Иркутска, дороже почтовых.
Красноярск, губернский город Енисейской губернии, расположен на левом берегу р. Енисея. Город не особенно велик, но чистенький. Почтовая станция находится на главной улице; при ней имеются номера для проезжающих; как в номерах, так и на самой станции можно получать обеды, завтраки и ужины; булочная и колбасная рядом со станцией. Другая гостинница — Гадалова — считается лучшей и помещается также близ главной улицы.
Извощики берут за конец 15 к., а за час — 25 к.
*) Зимой на нескольких станциях под Иркутском иногда бывает так мало снега, что сообщение производится на колесах. Если проезжающий в такое время едет в собственном зимнем экипаже, то приходится приплачивать за лишнюю лошадь, в крайнем же случае, когда совсем нет снега, бывает вынужден ехать со всеми вещами на перекладных, а пустой экипаж посылать отдельно.
Между Красноярском и Иркутском встречаются два города: Канск и Нижнеудинск; оба маленькие и ничего особеннаго не представляющие; на Нижнеудинской станции можно получать обеды из двух блюд по 75 коп.; обеды можно получать и в местной кондитерской, при которой кроме того имеются и комнаты для проезжающих.
Недостаток городов этой местности пополняется селами. Здесь много больших, богатых сел, как напр. Тулун (пятая станция за Нижнеудинском), в которых имеются булочныя, колбасныя, винные погреба, мануфактурные магазины и пр.
5. От Иркутска до Стретенска
Из Иркутска к Стретенску выходят два тракта: один для передвижения во время навигации и зимой — через Байкальское озеро, другой — Кругобайкальский — служит для сообщения во время вскрытия и замерзания Байкала; оба тракта сливаются в один по ту сторону озера, на Мысовской станции. По первому тракту сообщение от Иркутска до Листвяничной (три станции) производится по грунтовой дороге, от Листвяничной летом — на пароходе до самой Мысовской, зимой же по льду озера до Мишихинской, находящейся на Кругобайкальском тракте в разстоянии одной станции от Мысовской.
Кругобайкальский тракт тянется по берегу Байкала, по местности весьма гористой; спуски, на которых нужно тормозить экипаж, встречаются часто; самый большой из них, при проезде от Иркутска к Нерчинску, находится на Култукской станции, на обратном же пути — на Myравьево–Амурской. Между горами залегают низменности; в дождливое время здесь образуется непролазная грязь, в которой нередко вязнут тяжелые экипажи, зимой же бывают снежные заносы. Дорога вообще настолько тяжелая, что в обыкновенное время здесь полагается возить со скоростью 8 верст в час, а в распутицу — 6 верст.
Большинство станций этого тракта, именно: Мотская, Большая глуба, Муравьево–Амурская, Выдренская, Переемная и Малиновская — совершенно уединенныя, а потому вольных лошадей достать нельзя; почтовых же иной раз оказывается недостаточно, и тогда на названных станциях происходит скопление проезжающих, так что очереди своей иногда приходится ждать сутки и более; в такое время случается, что на станциях не достанешь никакой провизии.
Весной почтовое движение по Кругобайкальскому тракту начинается сейчас же, как только на льду озера сделаются значительныя трещины (в начале Апреля); вольные однако возят через Байкал еще числа до 17–го; за перевоз в такое время они берут дорого, но это все же обходится дешевле, чем ехать вокруг Байкала, к тому же выигрывается и во времени, так как прямой путь короче окружнаго на 138 верст. С половины Мая и до начала Декабря, когда по Байкалу ходят пароходы, движение по Кругобайкальскому тракту прекращается, хотя на станциях и оставляется по три пары лошадей; с первых чисел Декабря оно снова возобновляется и продолжается до начала Января, когда через Байкал устанавливается санный путь. От станции Мысовской до г. Верхнеудинска дорога вообще твердая, только в немногих местах попадаются гати. От Верхнеудинска до Читы тракт проходит по песчаной местности с каменной подпочвой, вследствие чего он всегда в исправном состоянии. За селом Беклемишевским (третья станция не доезжая Читы) приходится переваливать через Яблоновый хребет; подъемы и спуски не круты. Во многих местах между Верхнеудинском и Читой, в особенности же под этой последней, почти никогда не бывает достаточно снега и потому круглый год езда на колесах. От Читы до Стретенска дорога весьма гориста; экипажи тормозить приходится часто; зимой сообщение между названными городами производится почти безпрерывно по льду рек.
Иркутск, губернский город, расположен на правом берегу р. Ангары, приток Енисея. Через Ангару устроен разводной мост, за проезд через него взимается плата.
Иркутск — самый большой и населеннейший город Сибири; главныя улицы застроены почти исключительно каменными домами, из которых многие достигают трех и даже четырех этажей. Среди других Правительственных учреждений здесь имеются: женский институт, военная приготовительная школа и отделение Государственнаго банка. Лучшие магазины по всем отраслям торговли сосредоточены на Большой улице. Лучшая гостинница — «Деко», за ней следуют — «Сибирь» и «Амурское подворье»; все оне также помещаются на Большой улице. Меблированных комнат в частных квартирах отдается мало; цены не дороги, но уже значительно выше Томских. Извощики — рессорные, лошади хорошия, плата за конец — 20 коп., за час — 40. Из увеселительных мест можно указать на театр, клуб, собрание и городской сад. Почтовая станция находится далеко от центра города; для проезжающих там две очень маленьких комнаты.
За Иркутском идут следующие города: Верхнеудинск, Чита и Нерчинск.
Верхнеудинск хотя небольшой, но чистенький городок, с двумя гостинницами, из которых лучшая — «Сибирь» помещается на базарной площади. Недалеко от почтовой станции на Проезжей улице находится кондитерская Омэльскаго, в которой можно обедать и заказывать себе в дорогу цыплят, ростбиф и т. под. Извощики за конец берут — 20 коп., а за час — 40.
Чита — областной город Забайкальской Области. В городе две гостинницы: Биачинскаго и Шпенделя; первая имеет более центральное положение, чем вторая. Цена извощикам за конец — 20 коп., а за час — 40 к.; в праздники же час стоит 1 руб. Квартира в 3–4 комнаты стоит 12–18 рублей; сажень дров около 3 руб., пуд говядины 2 р. 40 к. Привозные товары вообще дороги.
Нерчинск один из маленьких городков Сибири; хороших домов и магазинов нет. Гостинница помещается почти на окраине города, недалеко от почтовой станции. Извощики есть; за конец берут 20 коп.
Больших сел по Забайкалью очень мало; большая часть станций представляет собою маленькия деревушки, из которых многия, между Верхнеудинском и Читой, наполовину заселены бурятами. На таких станциях кроме чернаго хлеба достать почти ничего нельзя. В Укыре (270 верст за Верхнеудинском) и на Вершино–Удинской станции (318 вер. за Верхнеудинском) можно заказывать что–нибудь приготовить горячее.
Источник: «Путеводитель по Сибири и Туркестанскому краю» С.–Петербург, 1895 г., стр. 16–22.