Приезд рабочих на строительство КБЖД. Торговля вином
Село Култук. Рабочих у Байкала собралась тьма–тьмущая.
Пока не закончены инженерския работы «по окончательным проектам последних изысканий», приступить к работам вплотную нельзя.
Поэтому, в ожидании работ, собравшиеся рабочие люди, из которых много не обладают даже полным человеческим составом, т.е. при наличности души и тела не имеют паспорта, пытаются делать приложение своих сил и данных от природы способностей к обстоятельствам и тем заставляют нашего обывателя часто вспоминать благоразумную русскую пословицу: «плохо не клади,— вора в грех не вводи»...
Недавно чья–то еще не открытая душа и тело прибрала к своим рукам у одного из наших почтальонов почтовую суму с ценными посылками. Покража сумы произведена в то самое время, как почтальон прибыл к почтово–телеграфному отделению и притом так быстро и артистично, что и почтальон, и ямщик, и почтово–телеграфные служащие только ахнули. Следствие сельской полицией производится, но неизвестно, найдется ли преступник.
Подобные случаи мы невольно относим к недостаточной организации почтовых перевозочных средств, о чем, впрочем, мы уже неоднократно упоминали в наших предыдущих сообщениях, разсматривавших с точки зрения публики всю эту недостаточность.
Мы слышали, что губернское почтовое начальство идет навстречу нашим нуждам и в этом отношении.
Железнодорожное строительство могло дать култучанам большие доходы чрез общественную торговлю вином.
В прошедшем году за одно только право виноторговли в течение 1902 года купцы В. и К° давали култукскому обществу 24000 рублей и, кроме того, покупали здание местной школы за 6000 р. Здание этих денег не стоило. Култучане не согласились на такое, по–видимому, баснословно выгодное условие, надеясь лично заработать еще большие дивиденды.
Но в данном случае человек полагал, а Бог расположил.
Дело в том, что некий купец и К°, выговорив у нашего общества право на устройство в самом селе (по Большой улице) склада под товар, уже возит на этот склад бочки с вином и из склада товара, таким образом, очень просто получает винный склад. Здесь идет дело о нарушении общественнаго согласия, идет дело об опасности в пожарном отношении для всего села, потому что склад устроен в изголовьи села и в направлении попутности господствующих здесь ветров.
При несчастии все село сгорит при наших ветрах в какой–нибудь час–два. Но едва ли крестьянам лично под силу бороться с сильными людьми. Другой такой же винный склад и такого же большого размера устраивается под самым селом (в 1/4 версты) на случайно арендованном у казны участке земли*).
Ходят слухи, что складчики уже заявили, что если у крестьян вино будет продаваться по 6 р. 20 к., то они будут продавать по 6 р., если же култучане будут продавать по 6 р., то они,— складчики, будут продавать по 5 р. 80 к. и т.д., в нисходящей степени... Одним словом, крестьяне пустили козлов в свой непочатый огород, и конечно,— увы, те 24000 руб., от которых они отказались в прошедшем году.
*) Право вырубки леса выдано железнодорожным начальством, кажется, конторой 2–го участка.
Печально и то, что по Кругобайкальскому тракту на отчужденных железной дорогой участках предполагается устроить до 30 кабаков, из которых многие будут находиться у сел.
Вот как у култучан уплыли корабли да барки, а остались чурки да палки!..
Источник: «Восточное обозрение» № 35, 12 февраля 1902 г.