Переезд таможенной заставы в село Лиственичное
В июле месяце сего года мысовская таможенная застава благополучно водворена на свое пепелище, в село Лиственичное, с разделением на две половины. Одна половина оставлена на станции Байкал. Перенесение заставы в Мысовую совершилось при управляющем лиственичной заставы г. А.К.Ф., который был против переноса заставы из с. Лиственичнаго, о чем писал массу докладов, но все его доклады по этому делу остались без всякаго последствия.
Дело показало, что г. Ф–р был прав, и то, о чем он ратовал, теперь совершилось. Упустили из виду одно важное обстоятельство,— открытие таможен в Кяхте, Владивостоке и Маньчжурии, где совершаются все таможенныя обрядности, и грузы идут транзитом, а если и проходит остаток чая из Кяхты, то оплаченный пошлиной.
Что же представляет лиственичная таможенная застава и какое ея назначение? Вникнув в деятельность местной таможенной администрации, приходишь к тому заключению, что сами они изыскивают себе занятия в ущерб и так уже погибающей пароходной и судовой промышленности на озере Байкале. Застава занялась теперь чисто полицейской обязанностью, и нашла на озере Байкале массу старых и новых бродяг, т.е. безпаспортных пароходов, а потому десятаго сентября сего года велела всем пароходчикам взять на пароходы паспорта, а кто не возьмет, тот не имеет права плавать по Байкальским водам. Работа чиновников заключается здесь в следующем: положим пароходу нужно итти из Лиственичного на станцию Байкал, для этого нужно пригласить чиновника, который делает на паспорте следующую отметку: такого–то года, числа, месяца, в столько–то часов, минут, секунд, пароход такой–то вышел на станцию Байкал. Придя на станцию Байкал, нужно отыскать опять чиновника, который бы сделал надпись о прибытии парохода, с обозначением года, месяца, числа, и т.п. Что достигается подобной деятельностью и какая практическая цель такой безцельной работы?
Источник: Восточное обозрение № 210, 16 сентября 1903 г.