Быт населения Прибайкалья
Исходным пунктом, с которого качались наши исследования, являлось с. Кабанское — административный центр края, расположенное в 8 верстах от жел.–дор. ст. Темлюй, при устье р. Кабаньей, впадающей в Селенгу. Отсюда наш путь лежал вниз по Селенге — в с. Степно–Дворецкое (22 в. от Кабанска).
Надо сказать, что Селенга от с. Кабанского меняет свое направление и течет на северо–запад, затем, разбиваясь на многочисленные рукава, протоки, образует при впадении в Байкал обширную дельту. Горы, почти вплоть приближающиеся к ней в среднем течении, перед Кабанском начинают отходить в сторону, образуя широкую долину. Часть этой равнины,— по левую сторону устья Селенги, составляющая район нашего обследования, орошается быстрыми горными речками — Большой, Еловкой, Култушной, Мантурихой, Темлюем и некоторыми другими, впадающими в Байкал или теряющимися в обширных лесных болотах («калтусах») и озерах — Никиткином и др. Лесные участки, остатки некогда бывшей здесь тайги, чередуются с значительным количеством непроходимых болот–зыбунов, которые в летнее время затрудняют пути сообщения между некоторыми селениями, как например Посольское — Большереченское, где передвижение летом возможно лишь по проложенным мосткам верхом на лошади, да и то только в сухую погоду. Берег Байкала от р. Мантурихи до устья Селенги пологий — представляет песчаную отмель, прерываемую «сорами» (наприм. «Прорвинским»).
Жителями Посольского района, как условно назовем эту часть Прибайкалья, являются старожилы, деды и прадеды которых были выходцами из далекой Руси. Еще в середине прошлого столетия крестьяне этого края делились на «государственных» и «монастырских». Из селений, возникших из заимок, принадлежавших некогда Посольскому монастырю, надо отметить существующие ныне с. Степно–Дворецкое, Исток, Большереченское, Посольское.
В памяти населения до сего времени сохраняются в отрывках воспоминания о жизни их предков. Так, можно услышать рассказы о первых насельниках той или иной деревни, о былом разделении крестьян на государственных и экономических, о проведении трактов, и ямщине и многое другое, что так или иначе отличало жизнь нашей деревни в прошлом — вплоть до проведения железной дороги.
Вся местность, где расположены деревни описываемого района и соседние с ними, по словам крестьян, была покрыта когда–то хвойным лесом, и первым насельникам этого уголка края не приходилось привозить лес на постройку изб и церквей издалека — они «рубили» их на месте.
Но если во времена первых насельников Прибайкалья кругом был дремучий лес, то теперь в некоторых местах картина совершенно иная. Так, всякий, попавший летом в с. Степно–Дворецкое, Шигаево и Творогово, если он выйдет за деревню, может подумать, что он попал в страну сыпучих песков. Ноги с трудом передвигаются по глубокому слою песку, по сторонам то там, то здесь виднеются песчаные холмы, а около самых деревень тянется песчаный вал, остановить движение которого стараются плетнем. В 2–3 верстах от с. Степно–Дворецкого тянется песчаный «Бараний мыс», на котором до прихода в край русских, по словам некоторых крестьян, была ставка Чингис–Хана. Теперь на песчаных выдувах часто можно видеть следы погребений — черепа, кости рук и ног, черепки глиняной посуды, железные стрелы, бусы, что дает основание населению утверждать о былом «жительстве здесь мунгалов».
Селение Степно–Дворецкое, расположенное на р. Шумихе, в 15 верстах от Байкала, по словам населения (а это подтверждается и историческими данными), получила свое название от дворов, принадлежавших Посольскому монастырю; здесь в старину монастырские пастухи пасли скот и на ночь загоняли его во «дворы». Первыми, поселившимися около этих «дворов», были братья Турубовы, к которым вскоре присоединились семь братьев Суворовых.
«Наша порода пришла добровольно с Рассеи», рассказывал один из потомков Суворовых, чья фамилия наиболее распространена в Ст.–Дворецком. Первым местом для своего обитания Турубовы и Суворовы выбрали в 6–7 верстах от теперешнего селения, где в настоящее время находятся пашенные участки, носящие в память этого название «Жилище». Но жить им здесь долго не пришлось: их частенько посещал прятавшийся в то время по берегам Черкаловского сора разбойник Черкаш2), который грабил морские лодки на Байкале и мирных жителей на побережье. Желая оберечь себя от посещений Черкаша, Турубовы передвинулись выше и поселились на берегу речки Шумихи, в 15 верстах от Байкала. К Турубовым и Суворовым постепенно стали приселяться и другие крестьяне — так, одинаково с Суворовыми являются многочисленными и потомки Сурановых. Поселившись на берегу р. Шумихи, крестьяне Степно–Дворецкого постепенно образовали две деревни: одну — по левую сторону реки — Старый Дворец, другую по правую — Новый Дворец.
2) В память которого, по–видимому, и сор получил название «Черкаловского».
От Ст.–Дворецкого к югу, к Посольску, на побережье Байкала, отделенное от моря Черкаловским сором, живописно приютилось небольшое селение Исток. Оно протянулось всего в одну улицу. Имеет церковь. Входя в настоящее время в состав Посольского сельского общества, Исток, как и Ст.–Дворецкое, ранее было монастырской заимкой, возникши, впрочем, по словам населения, много позже Дворца и Большереченского. Первыми ее насельниками являются Сурановы и Серебренниковы. Окрестности Истока приятно радуют взор своей живописностью. Дорога от Дворца, расположенного в 12 верстах от Истока, постепенно уклоняется к Байкалу; по ту и другую сторону тракта появляются отдельные березки, незаметно переходящие в невысокий березник; влево виднеются цепи гор... Не доезжая верст пять от Истока, можно видеть узкую полосу Байкала; дорога еще более приближается к морю. Спустившись с холма, на котором расположен Исток, вы едете сначала по болотистой вязкой местности, где по сторонам дороги в изобилии растет болотный ирис. Ближе к Посольску (верст за 5–6) почва становится тверже и ехать приходится по самому берегу Байкала, покрытому галькой и песком (Алемасова карга).
Справа необъятное водное пространство Байкала, впереди на мысу вырисовываются белые стены и церковь Посольского монастыря. Селение Посольское вплотную примыкает к монастырю. Оно является одним из старинных монастырских селений, возникших вскоре после основания монастыря. Первыми из крестьян, поселившимися, по словам стариков, на монастырской земле в Посольске были Кыштымовы и Поповы. Эти фамилии являются сейчас самыми распространенными в селении.
В старину, до проведения «Кругоморского» тракта, Посольское служило пристанью. В трех верстах от него, в «Прорве»3), останавливались гальоты, позднее пароходы. В то время, по словам населения, в устье р. Култушной разводили большие костры, которые служили маяком для путников. Чиновники, купцы, военные — все едущие через Байкал на запад и обратно, неминуемо попадали в Посольское, принужденные в ожидании лошадей или парохода здесь остановиться. Монастырь ежегодно посещался богомольцами; для последних монастырская администрация имела специальную гостиницу, странноприемный дом.
В девяти верстах от Посольска, за большим болотом («калтусом») по р. Большой, у подножия горного хребта Хамар–Дабан, лежит с. Большереченское. В старину, по словам крестьян, на р. Большой на месте деревни были монастырские мельницы; при них жило несколько человек монастырских крестьян, из которых в памяти стариков сохранились фамилии Качина Михайлы, Илькова Димитрия и Хомутникова Григория. В дальнейшей к ним присоединились Урнышевы, Помазкины и Спирины. Потомки всех этих крестьян, за исключением Спириных, «порода которых извелась», живут и до настоящего примени в Большереченском4).
3) Авдеева «Записки и замечания о Сибири», М. 1837 г.
4) Население деревень посещенного нами района по официальным данным 1926 г. распределяется след. образом:
с. Творогово | 1114 | ч. (об. пола), хозяйств | 186 |
с. Шигарево | 1275 | » | 243 |
с. Ст.–Дворецкое | 1157 | » | 220 |
с. Колесово | ? | » | ? |
с. Кабанске | 1856 | » | 400 |
с. Посольское | 944 | » | 148 |
с. Исток | 508 | » | 89 |
с. Большереченск | 620 | » | 108 |
с. Темлюй | 1182 | » | 180 |
Внешний вид селений Посольского района ничем особенно не отличается от других деревень Прибайкалья. Те же серенькие одноэтажные дома — в одних случая т.н. «пятистенные», «круглые», в других длинные на две половины и в третьих (что отличает обычно бедноту) — небольшие в два, три окна избушки. Постройки окнами глядят в улицу; от них с той и другой стороны идут, отделяя усадьбы одну от другой, досчатые «заплоты». На глухих воротах можно встретить украшения — навес на два ската, на концах которого нередко красуются коньки, гребни и проч. Обширные дворы в некоторых случаях с многочисленными надворными постройками — сараями, амбарами, поветью, конюшнями с сохранившимися еще у некоторых крестьян большими тарантасами, кошевами и прочими атрибутами ямщины служат немыми свидетелями прошлой жизни обитателей этих селений.
При посещении деревни, особенно Посольска, бросается в глаза обилие ветхих, по–видимому, не поправляемых построек. Старые дома покрыты «драньем», более новые — тесом и в редких случаях можно увидеть железную крышу.
«Охлупни» на старых домах украшены так же, как и на воротах, «коньками»; передний фасад двухскатной крыши по краям имеет две сходящиеся под углом резные доски. Это досчатое украшение носит название «платочек», составляя действительно как бы головной платок, окаймляющий лицо избы. Первые три бревна боковых стен (сверху), не срезанные наравне с другими, дополняют украшение передней стены дома. «Череповы бревна», как их называет население, обычно оканчиваются также резьбой, при чем первое сверху делается длиннее второго, второе длиннее третьего. Окна изб нередко украшены резными наличниками.
Наиболее часто встречающимся типом жилой постройки является изба, выстроенная на две половины: изба и горница, разделенные небольшими сенями, в которых одна против другой сделаны четыре двери. Первая идет на крыльцо; оно во многих случаях имеет две примыкающих к дому на расстоянии около сажени одна от другой бревенчатых стены, покрытых крышей, украшенной так же «платочком». Крыльцо имеет три ступеньки, остальное пространство занято обычно двумя табуретами, скамьей, столиком: здесь в летнее время обитатели дома пьют чай, ужинают и пр. Бревна одной из стен ближе к воротам, за исключением трех нижних, срезаются полукругом, в то время, как нижние продолжаются до ступенек крыльца и носят название «рундука». «Рундук» служит местом, где зачастую хозяйкой ставится ведро с водой.
В сенях прямо против двери, идущей на крыльцо, находится дверь в «казенку». Две другие двери, также одна против другой, служат входом — одна в избу, другая в горницу. Изба служит постоянным местом обитания семьи; она разделяется на собственно избу, где помещается в переднем углу под образами стол, по стенам около него стоят лавки. В другом углу, ближе к выходной двери — деревянная кровать, куда на день складываются постели и подушки членов семьи. Пространство за перегородкой, против русской печи, служащее обычно кухней, где копошится хозяйка, носит название «куть». В «кути» кроме стола очень часто ничего более нет, на стене висит шкаф или сделаны полки для посуды. Пространство между стеной и русской печью в «кути» носит название «запечка».
Русские печи делаются обычно глинобитными или же из сухого необожженого кирпича. Нижняя часть, служащая основой печи («опечек») внизу имеет отверстие, где с одной стороны складываются ухват, клюка и проч. кухонные принадлежности, с другой в «запечке» делается перегородка — там помещаются цыплята. Горница по своему устройству такая же, как и изба,— с русской печью; разделена неполной перегородкой на две половины — собственно «горницу» и «куть». В некоторых случаях русская печь заменяется «голанкой».
«Горница» служит обычно местом приема гостей в большие праздники, для семейных торжеств (свадьба, крестины и проч.), а также приютом случайных проезжих. В такой «горнице» вы всегда встретите деревянный диван, стоящий у стены, около него стол б.ч. круглый (покрытый скатертью), по углам небольшие столики — «уголовички», в простенке между окнами по другой стене также стол, покрытый скатертью и клеенкой. По ту и другую сторону дивана на табуретах — «фигус», «филадер», «березка»; на окнах так же цветы, вроде «фуксы», «ерани», «табачка», «хрусталика» и др.
«Передний» угол «горницы» занят рядом икон, украшенных бумажными цветами; к некоторым иконам прикреплена на железке восковая свеча, В «переднем» углу иногда можно найти изображение Михаила Архангела, Георгия Победоносца и мн. др. Так в одной из «горниц» (с. Посольское) встретилась под стеклом в рамке напечатанная на старой бумаге молитва Иисуса Навина (печать с датой 1853 г.). На этой картине с копьем в руке, в одежде воина изображен Михаил Архангел (за плечами у него крылья, а вокруг головы сияние). Около него, опустившись на одно колено, молитвенно сложив руки, в белой просторной одежде библейских времен стоит, устремив на него взор, старик, изображающий Иисуса Навина.
По стенам «горницы», в простенках между окон, обычно близко одна от другой, в ряд или радиусами, в рамках висят фотографические снимки. Среди них вы отыщите и членов семьи, б.ч. мужчин, побывавших на военной службе, и старых генералов, иногда портрет бывшего императора Николая II и его семейства. Так, в одном из домов (с. Посольское), в «горнице» нам пришлось видеть фототипии трех генералов: контр–адмирала Григоровича, вице–адмирала Безобразова и адмирала Фелькерзама — начальника отряда тихо–океанской эскадры. Нередко на стене в «горнице» можно встретить вправленное в рамку свидетельство об окончании церковно–приходской школы — ученика такого–то, а также фотографии различных духовных лиц, б.ч. из бывшей администрации Посольского монастыря.
В некоторых случаях в одном из простенков между окнами висит зеркало или часы, причем последние чаще всего стоят. В «кути» за перегородкой, а иногда и в самой «горнице», в некоторых случаях стоит деревянная кровать, покрытая стеженым ватным одеялом с несколькими туго набитыми пухом или пером подушками. Стены в некоторых «горницах» оклеены обоями, иногда выкрашены масляной краской (иногда расписаны цветами или узорами).
Полы встречаются крашеные, но б.ч. белые, посыпанные песком. Надо сказать, что посыпание пола (не крашеного) песком — один из обычных способов, применяемых обитателями Посольского района для предохранения пола от загрязнения. По словам населения, раньше, когда краска была дешевле, более доступна по своей стоимости, окраска пола «горниц» не считалась делом трудным так же, как и приобретение «полаз»; в домах встречалось более всяких украшений, посудный шкаф изобиловал посудой — столовой и чайной, бывал и лишний самовар. Гражданская война, особенно проход отступающих каппелевцев, причинили большой материальный урон населению описываемого района. В разговоре с крестьянами, напр. с. Большереченского, где проходили отряды Каппеля, можно слышать многочисленные рассказы об этом кошмарном времени.
Другим типом жилья является изба, разделенная перегородками на четыре части; почти в центре ее находится русская печь. При входе в избу через сени или прямо с крыльца, вы попадаете в первую часть, где ютится обычно вся семья — спит, пьет чай, ужинает, обедает. Иногда «куть» отделена от нее неполной перегородкой; бывает и так, что перегородка эта отсутствует. Довольно широкий проход за печкой из «кути» ведет в маленькую угловую комнату — «спальницу».
Остальная часть избы, отделенная перегородкой как от «спальницы», так и от собственно избы, является «горница».
Такова общая картина внешнего, отчасти внутреннего устройства жилых помещений Посольского района.
Бани почти везде делаются «по–черному», т.е. вместо печи с трубой устраивается печь–«каменка».
Самое строение делается из бревен избушкой с одним маленьким оконцем, низким потолком и низкой дверью. По краям двух стен, под углом, одна к другой, настилаются лавки. От дверей налево ставятся ушаты для горячей и холодной воды, направо обычно делается «каменка»; она представляет из себя свод из железных полос, укрепленных краями в необожженные кирпичи. На железо сверху и с боков накладывают булыжник — крупный и мелкий, пот «каменки» выстилается также необожженным кирпичем. Внутри «каменки» накладываются дрова; дым из нее расходится по всей бане, сажа и копоть покрывает потолок и стены. Выходом для дыма служит слегка приотворенная дверь. Когда камни достаточно накалятся, дров больше не подбрасывают, дым выходит, и баня, а также вода, нагреваются раскаленными камнями «каменки».
Близость Байкала, обилие рыбы в нем и во впадающих в него реках, в прошлом делали рыболовство главным занятием населения. Кроме того, до проведения железной дороги тракт, шедший вначале через Посольское, Степно–Дворецкое и Творогово на Кабанск, позволял крестьянам заниматься извозом купеческих кладей и ямщиной. Груз возили в Читу, Кяхту и на запад в Иркутск. Везли все: и сахар, и мануфактуру, кожи и шкурки тарбаганов, мясо и чай. В те же времена «заместо струны (телеграфа) ештафета бегала, кульерских наряжали».
С 1875 года Посольское теряет значение пароходной пристани и почтовой станции. Проведенный тракт на Мысовой оставляет в стороне Посольское и идет прямо через Боярскую, Большереченское, на с. Темлюй и далее на восток.
Таким образом, до проведении железной дороги ямщина и извоз являлись одним из занятий населения края, принося ему значительный доход. Земледелием занимались, по словам крестьян, мало. Муку доставали в обмен на рыбу. Сеяли лишь овес и ячмень.
Население Большереченского, Темлюя и др. деревень, стоящих неподалеку от горных хребтов, богатых пушным зверем, помимо рыболовства занималось также и охотой. С проведением железной дороги ямщина, извоз, как одно из главных занятий жителей края, падает; с расчисткой лесов теряет свое значение и охота. В связи с увеличением населения, упадком рыбных промыслов в этой части Прибайкалья, крестьяне Посольского района начинают все больше и больше уделять внимание земледелию. И подходя к настоящему времени, нужно сказать, что все селения этого района одним из главных занятий своих считают земледелие. Среди крестьян нет ни одного, который, будучи рыбаком или охотником, не засевал бы пашни. Ежегодно каждый крестьянин стирается урвать время для расчистки земли из–под леса под пашню. «У рыбака теперь одна работа — шшотку чистить», часто можно слышать от крестьян.
Из хлебов сеется рожь — озимая и яровая, пшеница, овес, в незначительном количестве ячмень и конопля.
Известное значение имеет и скотоводство, хотя молочное хозяйство развито слабо. Скот малоудойный и держат его почти исключительно для мяса. Огородничеством крестьяне этого района почти не занимаются; в огородах произрастает главным образом картофель и в самом незначительном количестве сажаются овощи: морковь, капуста, редька и проч...
Не давая в настоящем очерке более подробных сведений о земледелии в Посольском районе (это в будущем составит отдельную работу), автор ставит своей целью набросать некоторые штрихи современного рыболовства в этом уголке Прибайкалья.
- М.В. Бородкина. Рыбацкий быт в Прибайкалье. Экспедиция В.С.О.Р.Г.О.
- М.В. Бородкина. Рыбацкий быт в Прибайкалье. Быт населения Прибайкалья
- М.В. Бородкина. Рыбацкий быт в Прибайкалье. Рыболовство в Байкале и впадающих в него реках.
- М.В. Бородкина. Рыбацкий быт в Прибайкалье. Неводной промысел летом.
- М.В. Бородкина. Рыбацкий быт в Прибайкалье. Неводной промысел зимой.
- М.В. Бородкина. Рыбацкий быт в Прибайкалье. Сетовой промысел.
- М.В. Бородкина. Рыбацкий быт в Прибайкалье. Хищнический лов рыбы.
- М.В. Бородкина. Рыбацкий быт в Прибайкалье. Подледный сетовой лов рыбы.
- М.В. Бородкина. Рыбацкий быт в Прибайкалье. Орудия лова: фитиль, кривда, морда, хап.
- М.В. Бородкина. Рыбацкий быт в Прибайкалье. Время лова рыбы на Байкале.
- М.В. Бородкина. Рыбацкий быт в Прибайкалье. Причины уменьшения уловов.
Источник: Сибирская живая старина. Этнографический сборник, вып. II (VI), изд. Восточно–Сибирского отдела Государственного Русского Географического общества, стр. 165–200, 1926 г.