О положении работ по сооружению сибирской железной дороги на 15 июня 1899 г.
Lake Baikal

О положении работ по сооружению сибирской железной дороги на 15–е июня 1899 г.

Заседание XXXIII комитета сибирской железной дороги 23 июня 1899 г.

В заседании соединеннаго присутствия Комитета сибирской железной дороги и департамента государственной экономии Государственнаго Совета, состоявшемся 23–го июня 1899 г. под Личным председательством Его Величества, между прочим, слушалась записка Товарища Министра Путей сообщения: «О положении работ по сооружению сибирской железной дороги на 15–е июня 1899 г.»

Работы по сооружению сибирской железной дороги к означенному числу находились в следующем виде.

Все работы по постройке красноярско–иркутскаго участка средне–сибирской дороги, за исключением некоторых незначительных недоделок, окончены и весь участок, с 1–го января 1899 года, передан в ведение управления казенных железных дорог.

На забайкальской дороге рубка леса и корчевка пней закончены; произведено земляных работ 2 624 575 куб. саж.; сделано укреплений земляного полотна 104 100 кв. саж. и 71 776 куб. саж.; в построенных и строящихся трубах исполнено 2007 куб. саж. каменной кладки; построено и частью строится 4088 саж. деревянных мостов. Произведено каменной кладки опор мостов 13 848 куб. саж.; опускаются кессоны через реки Урульгу и Талачу и опущены — через Уду, Селенгу, Читу и Куенгу. Рельсоваго пути уложено 575 вер.; шпал заготовлено в потребном количестве и доставлено около 65% рельсов и 62% скреплений. Подвешен телеграф от Иркутска до Сретенска, причем в 140 верстах — в 2 провода. Отстроены и частью строятся 373 путевых постройки, а также все пассажирския здания, 675 кв. саж. пассажирских платформ, 2521 кв. саж. мастерских, 66 паровозных стойл, 5193 кв. саж. жилых домов, 58 водоемных и водоподъемных зданий. Заказаны и частью доставлены на место все принадлежности водоснабжения и станций.

От Нерчинска до Сретенска открыто временное движение.

Работы на иркутско–байкальской ветви, за исключением некоторых недоделок, закончены и по ней открыто временное движение.

На ветви Кайдалово — Китайская граница вырублено 287 дес. леса и выкорчевано пней 57 дес.; произведено земляных работ 128 950 куб. саж. и 396 куб. саж. каменных отсыпей; строится 6 каменных труб; кладки каменных мостов исполнено 720 куб. саж.

Для моста через Ингоду окончено опускание деревяннаго и железнаго кессонов. Устроен телеграф вдоль линии на протяжении 170 вер. и открыто его действие. На линии имеется свыше 7500 рабочих и свыше 1800 подвод.

На ветви Никольское–Китайская граница закончена укладка пути в пределах России и установлено временное движение поездов на всем протяжении от ст. Никольское до Государственной границы.

На пермь–котласской дороге все работы, за исключением некоторых недоделок по гражданским сооружениям, закончены и с 1–го января на всем протяжении дороги открыто временное движение с приемкой частных грузов и пассажиров.

Для паровой переправы через Байкал сборка металлических частей корпуса парома–ледокола окончена, установлены валы и винты; испытаны водою все отделения и спуск судна на воду был назначен на 17–е июня сего года. Механизмов установлено на ледоколе до 2000 пудов. Плотничных работ исполнено около половины. На работах состояло, в среднем, мастеровых и рабочих до 500 чел. Построены все секции деревяннаго плавучаго дока вчерне, без установки отливных труб и машин; исполнено 10% обшивки дока. Водоотливныя машины и трубы для дока доставлены полностью на Байкал. Вспомогательный пароход–ледокол доставлен в разобранном виде в С.–Петербург и отправлен по железной дороге на Байкал. Молы и пристани на озере строятся.

Устройство каменной набережной в гор. Владивостоке, кроме небольших недоделок, окончено и на набережной производятся грузовыя операции. На портовую территорию проведен рельсовый путь и производятся подготовительныя работы по постройке пакгаузов и оборудованию порта разгрузочными приспособлениями. Заканчивается обработка изысканий по дальнейшему развитию Владивостокскаго порта и портовых изысканий на о. Сахалине.

Заведывание работами по улучшению судоходных условий рек амурскаго бассейна и эксплуатация казеннаго пароходства по сим рекам переданы с 1–го января сего года в ведение департамента шоссейных и водяных сообщений.

На р. Ангаре пароход «Второй» переводится на Байкал и для ликвидации казеннаго пароходства, путем передачи его в частныя руки, запрошены местныя пароходныя фирмы.

При слушании настоящаго дела, министром путей сообщения были доложены следующия сведения, полученныя им лично на месте во время только что совершенной поездки по сибирской железной дороге.

Западно и средне–сибирския линии от Челябинска до Иркутска закончены, причем почти полностью произведены работы, намеченныя особым совещанием под председательством статс–секретаря Сольскаго, к исполнению в 1899 году, в том числе на всем протяжении от Челябинска до Оби устроены разъезды.

Ветка Иркутск–Лиственичная окончена и открыта для пассажирскаго и грузового движения, несмотря на то, что строители при проведении ея встретили затруднение в свойстве грунта, потребовавшаго, вследствие своей способности обсыпаться, не половинных, как было предположено, а целых и даже полуторных откосов.

На самом Байкале подходит к концу устройство двух пристаней для парома–ледокола, причем двухлетний опыт позволяет сделать тот утешительный вывод, что ряжи, заполненные камнем, способны вынести самыя жестокия волнения и бури.

Паром–ледокол спущен на воду 17–го июня и с марта будущаго года будет в состоянии начать кампанию.

На забайкальской линии в западной ея части рельсы уложены на 50 верст от Мысовой; некоторая задержка в данном случае обусловливается тем, что, вследствие исключительно малой за прошедшую зиму толщины льда, не превышающей двух четвертей, подвозка рельсов в более или менее значительных размерах была начата только весною.

По той же причине — вследствие гужевой перевозки мостовых частей — несколько запоздал постройкою мост через реку Селенгу, что, однако, в виду установки на означенной реке парома–самолета, не будет иметь влияния на дальнейшую укладку рельсоваго пути, тем более, что уже окончено 98% земляных работ.

С востока от Сретенска рельсы уложены на 530 верст, осталось уложить — около 400 вер.

На линии Кайдалово–Китайская граница, представляющей в начальной своей части большия техническия трудности, идут деятельныя работы с помощью 9000 пеших работников и 1800 рабочих с подводами. Так как, по мере окончания строительных работ на других участках сибирской магистрали, рабочие на означенную соединительную ветвь все прибывают, то можно ожидать, что, несмотря на сильно развившуюся в прошлом году, в настоящее время, к счастью, уменьшившуюся болезненность, как между людьми, так и между лошадьми, сооружение линии Кайдалова–Нагадан пойдет успешно.

Наконец, что касается топлива, то западно и средне–сибирская линии вполне им обеспечены. В настоящее время дороги эти пользуются уральским углем; вскоре хороший уголь будет получаться из Экибас–Туза, куда проложена 100–верстная подъездная ветвь, а так же из Кузнецкаго бассейна, где для эксплуатации угольных богатств недавно образовано акционерное общество, и из судженских казенных копей, могущих дать большое количество хорошаго коксующагося угля.

В районе забайкальской линии опытной добычи угля еще не производилось, а были сделаны лишь разведки. Тем не менее, и сейчас можно указать на месторождения: Малиновское, около Байкала, и на озере Хара–Нор, на 280–й версте ветки Кайдалова–Нагадан, где в 11/2 вер. от линии, обнаружен крупный угольный пласт в 3–8 сажен толщины.

По выслушании изложенных сведений Государю Императору, в присутствии Комитета сибирской железной дороги и департамента государственной экономии Государственнаго Совета, благоугодно было выразить Свое удовольствие по поводу успешнаго хода работ.

Источник: «Восточное обозрение» № 165, 4 августа 1899 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм–канале.