Наши пути сообщения
Интервью М.И. Хилкова корреспонденту газеты «Matin»
Князь М.И. Хилков, только что вернувшейся из Иркутска, принял петербургскаго корреспондента газеты «Matin» и разсказал ему следующее.
О сибирской дороге говорят, будто она сооружена для трех пар поездов, между тем она перевозит теперь десять пар до Иркутска и девять товарных поездов, не считая пассажирских и воинских.
У Томска в нескольких верстах от железной дороги есть уголь, превосходящий по качеству своему донецкий. Кроме того, мы добываем уголь в Байкальском бассейне из принадлежащих нам копей. Частныя копи тоже работают прекрасно, потому что уголь находится почти на поверхности. Общая добыча — до 12–ти миллионов пудов.
Устройство железнаго пути по льду Байкала было очень трудным делом, 600 рабочих и 1000 лошадей делали эту работу; затем мы сговорились с подрядчиками относительно передвижения вагонов. Ежедневно перевозят 100 вагонов, полные груза, с одного берега на другой. Длина всего пути — 42 версты.
Посреди озера устроен большой ресторан, который является обязательным местом остановки. Пройдя полозера, отряды солдат останавливаются в трех бараках, где они отдыхают два часа, и потом отправляются в дальнейший путь. Нам повезло с погодой при сооружении этого пути.
Благодаря суровой зиме, лед около берегов был толщиной в 11/4 арш., а около иркутскаго доходил до 2–х аршин с лишним. Далее от Иркутска, на второй половине пути, прокладка рельсов была более рискованная: на льду было очень много трещин; когда они оказывались поперек рельсов, устраивали мостки, но когда они оказывались вдоль пути, параллельно рельсам, помочь горю было трудно, потому что тяжесть поезда погружала лед, а вода заливала дорогу.
Кругобайкальская дорога от ст. Мысовой до Култука закончена.
Осталось еще 90 верст от Култука до ст. Байкал. Завершить сооружение этой части пути нельзя будет раньше августа. Таким образом, дней восемь–десять, пока ледоколы не начнут движения, войска вынуждены будут проходить эти 90 верст пешком до Култука, а там их будут ждать поезда.
Есть, впрочем, тут и колесная дорога. Ледоколов у нас два: «Байкал» и «Ангара». Ледоколы эти могут быть употребляемы только в том случае, когда толщина льда не превосходит 3–4–х футов. Мой первоначальный план был соорудить вместо кругобайкальской дороги, которая стоит 62 милл. руб., пять ледоколов, по 1 милл. каждый.
Один «Байкал» может перевезти каждым рейсом 28 вагонов. Идя по 12–ти верст в час, он в два дня совершает пять переходов взад и вперед. Относительно охраны железной дороги мы совершенно спокойны. Повсюду стоит вооруженная стража, в особенности же подле больших мостов.
Источник: «Иркутские губернские ведомости» № 3696, 9 апреля 1904 г.