10-е заседание комитета сибирской железной дороги
Lake Baikal

Десятое заседание комитета сибирской железной дороги

В десятом заседании комитета сибирской железной дороги выслушана была записка министра путей сообщения о результатах осмотра работ по постройке дороги и обращено главное внимание на предположение провести временную ветвь от Иркутска до Лиственичной на берегу Байкала, с установлением правильных пароходных рейсов через озеро для поддержания непрерывной связи с забайкальской железной дорогой. Для этой цели предположено устройство достаточнаго количества больших, глубоко сидящих пароходов, так как Байкал по своим размерам и свойствам является собственно морем. Таким образом, в продолжение восьми месяцев сообщение между двумя участками — средне–сибирским и забайкальским будет вполне обезпечено. Что касается зимняго сообщения, то к поддержанию его санным путем не предвидится никаких препятствий, да и кроме того в комитете высказана была мысль о возможности проложения по льду временно узкоколейнаго рельсоваго пути, подобно тому, как это делается в С. Америке.

Кроме того, в записке министра путей сообщения говорится о возможности окончания средне–сибирскаго участка к 1898 г., т.е. на два года ранее, чем это предполагалось вначале.

Такое ускорение постройки обусловливается возможностью доставки рельсов, скреплений и подвижного состава не к одному лишь пункту–пристани Кривощеково на р. Оби, как предполагалось ранее, а еще к Ачинску, Красноярску и Иркутску, путем перевозки грузов по рр. Чулыму и Ангаре. Кроме того, предполагавшийся недостаток рабочих из местнаго населения не оправдался: местное население с охотою идет на новые заработки.

В виду этого, предположено приспособить рр. Чулым и Ангару к перевозке по ним грузов, необходимых для постройки железной дороги и изменить несколько программу осуществления работ. Согласно с этим имеется в виду в 1895 г. окончить укладку пути на участке Ачинск–Красноярск (175 верст), чтобы создать непрерывный паровой путь от пристани в г. Тюмени на уральской ж.д. по рр. Туре, Тоболу, Иртышу, Оби и Чулыму до Ачинска, а оттуда рельсовый путь до Красноярска. Соединившись таким образом с Енисеем, можно начать укладку рельсов в 1896 г. от Красноярска. А доставив по Ангаре нужныя принадлежности, одновременно можно вести работы и на запад от Иркутска. Вследствие такого положения дела, постройка сквознаго пути до Иркутска начинается с 1894 г. и может быть окончена, как уже сказано к 1898 г. При этом к работам имеется в виду привлечь исключительно местное население, которое в состоянии доставить из среды себя вполне достаточное количество потребных рабочих.

В виду высказаннаго, министр путей сообщения объяснил, что суммы, необходимыя на некоторое улучшение судоходства по рр. Чулыму и Ангаре, могут быть ассигнованы из остатков кредитов, отпущенных на сооружение западно– и среднесибирской ж.д.

С 1894 же года приступлено будет к техническим изысканиям по нескольким направлениям кругобайкальскаго участка ж.д. Государь Император, 18–го ноября 1893 года, положение комитета Высочайше утвердить соизволил.

Источник: «Восточное обозрение» № 7, 16 января 1894 г.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм–канале.