Смета на постройку Кругобайкальской железной дороги
Окончательная смета на постройку Кругобайкальской железной дороги, как известно, вырабатывалась очень тщательно и очень долго, с полным соблюдением правила народной мудрости: «Семь раз примерь, один раз отрежь». И не мудрено: на глазах был свежий пример забайкальскаго железнодорожнаго строительства, где вывозила лишь кривая в виде стихийных бедствий и мобилизаций. Только эти неожиданныя обстоятельства спасли от перерасхода, если только, впрочем, он был избегнут.
Последнее слово теперь за вырабатываемым отчетом. «Окончательной» кругобайкальской смете предшествовал целый ряд предварительных, и каждый раз, как водится, пересмотр предпринимался с решительным намерением сократить расходы. Но как водится же, сметныя цифры упорно и как бы непроизвольно вырастали,— все равно, как тесто в квашне после вымешивания поднимается выше прежняго.
Предыдущая смета заключена была в сумме 41 миллиона. Теперь, отвезенная в Петербург на утверждение, доходит уже до 52 миллионов. Стремление сократить достигло блистательных результатов! Стоимость одной версты (всего 200 в.) выражается скромной цифрой 210 тысяч. Даже не роясь в справочных изданиях, можно смело сказать, что такой стоимости сооружения не знает ни одна линия в России, за исключением, пожалуй, Николаевской железной дороги, перваго опыта крупнаго железнодорожнаго строительства.
Такова стоимость версты и всей линии с подвижным составом. Без него расходы падают на одну версту в размере 186 тысяч. Впрочем, особенно удивляться этому нечего. В последнем проекте линия во многих местах вдвинута в косогоры, что сильно увеличило количество работ. Затем, земляныя работы везде, кроме тоннелей, запроектированы так, чтобы оставить место для второго пути. Так расположены и подпорныя стенки, которыми Кругобайкальская линия изобилует не в пример Забайкальской. Вопрос о тоннелях, на два пути работать их или на один — решится в Петербурге.
Если на два, тогда будет новое увеличение сметы. Тоннелей всего, как мы слышали, 3 версты, от 50 до 200 саж. каждый.
Стремление сократить расходы особенно полно и ярко выразилось в тех разделах сметы, где предусматривается вознаграждение служащих. И полнота эта прогрессивно возрастает в нисходящем порядке. Жалованье высших агентов сокращено сравнительно с Забайкальской дорогой, но все же превышает, так сказать, рыночную цену. Низшия же ступени сокращены сверх того и количественно: штаты очень скромны по составу. Объясняют это тем, что почти все работы сдаются подрядчикам. Но можно предсказать наверное, что как участковыя и дистанционныя конторы, так и технический надзор на линии придется усиливать, как только работы будут в полном ходу. Да и велико ли на этом может быть сокращение?
Однако одна из главных причин дороговизны — высота единичных цен, на которых достигнуто соглашение с подрядчиками. Оне на солидное количество процентов превосходят нормальныя Забайкальския цены и могут быть поставлены наравне разве с теми, которыя платились там в пору особенно сильной горячки, перед укладкой пути.
Куда не кинь, все клин! Хозяйственным способом дорого, подрядным — еще дороже. А тот, чьи руки будут к этим работам привлекаться, или вернее — допускаться в виду превышения предложения рук над спросом,— в конечном итоге получает одинаково мало и при сокращенной смете, и при либерально составленной.
Источник: «Восточное обозрение» № 62, 16 марта 1902 г.