О качестве построенных кругобайкальских тоннелей
Кто–то сравнил Кругобайкальскую железную дорогу с египетскими пирамидами — по грандиозности сооружения, по количеству оторванных, переломанных, измятых рук и ног, размозженных черепов, раздавленных тел человеческих.
О гекатомбах рабов египетских, гибнувших во славу жаждущих безсмертия фараонов, мы, правду сказать, знаем немного, но о жертвах алчности подрядчиков и попустительства надзирающих красноречивее всяких слов нам говорят согбенныя фигуры изуродованных нищих на улицах Иркутска. Их потом и кровью созидалась грандиознейшая Кругобайкальская дорога.
В одном Кругобайкалка спасовала перед пирамидами. «Сорок веков» с вершин пирамид преспокойно поглядывали на победоносные полки Наполеона и никакого ремонта оне тогда не требовали, не требуют его и сейчас. Не то с нашим «грандиозным сооружением». «Без году неделя», как потянулись кругом Байкала поезда, а кондуктора перед каждой поездкой уже возносят к небу горячия молитвы. — «Пронеси, Господи, не убей камушком!». Обвалы, осыпи, в одиночку летящие камни и камушки совсем не редкость в «сих радостных местах». Бывали случаи, что поезда перед тоннелями останавливались выстрелами часовых: там осыпались камни.
Едва ли все сказанное вызовет у читателя удивление, если он вспомнит недавно помещенную у нас заметку о том, «Как строились тоннели» (см. № 119). Между тем, как «на бумаге, по чертежам и счетам подрядчика все обстояло благополучно», в действительности «вместо обусловленнаго договором колотаго (в форме параллелепипедов) камня, облицовка в тоннеле № 18 сделана из камня, обтесаннаго только с одной стороны», проще говоря,— чуть ли не из булыжника устраивались сводчатыя сооружения.
Не удивительно, что прочность таких построек оказалась обратно–пропорциональной доходам воздвигавших их.
«На бумаге все обстояло благополучно». В действительности тоже пока еще все обстоит благополучно,— никого в тоннеле не отправило «на тот свет».
Тем не менее позволительно будет спросить: где же был контроль, когда сооружались такие тоннели, что чуть ли не на другой день проваливаются. Где, наконец, был контроль, когда обнаруживались трещины в тоннеле? Ведь и в этом деле, судя по цитированной заметке, инициатива принадлежит техническому надзору Кругобайкальской жел. дороги, т.е. стороне, в значительной степени ответственной за плохое качество принятой в казну работы.
Бывший контролер Забайкальской жел. дороги г. Яровицкий, разставаясь со своими сослуживцами, указывал на почтенную роль даже самаго мелкаго контрольнаго чиновника, как стража казенных, иными словами — народных интересов, указывал на необходимость и важность контроля в России при ея колоссальном бюджете. И тут же г. Яровицкий, этот, по отзывам всех знавших его, типичный бюрократ, меланхолически добавил, что, «конечно, могут быть и существуют различныя мнения относительно целесообразности тех или иных форм контроля»...
Источник: «Восточное обозрение» № 131, 18 июня 1905 г.