Частичное разрушение кладки одного из тоннелей на КБЖД
Lake Baikal

Как строились тоннели

Разрушение кладки тоннеля на 48–й версте Кругобайкальской железной дороги

На днях, как мы слышали, техническим надзором Кругобайкальской ж.д., с участием чинов государственнаго железнодорожнаго контроля, было произведено освидетельствование кладки тоннеля № 18 на 48–й версте Кругобайкальской жел. дороги.

Тоннель № 18Тоннель № 18 на 48–й версте Кругобайкальской железной дороги.

Едва лишь успела окончиться постройка этого злосчастного тоннеля, как внутренняя обделка его дала трещины. Много потрудились над изследованием причин разрушения. В поисках за ними были произведены изследования горных пород, прорезаемых тоннелем; найдены даже трещины в них, но точно причины происхождения трещин так и не были установлены. На всем деле лежал флер загадочности. Однако освидетельствование самой облицовки тоннеля приподняло несколько завесу над ускользавшими до сих пор от наблюдения факторами разрушения сооружения. Оказалось, что кладка ни по качеству, ни по размерам не соответствует тому, что подрядчик должен был сделать согласно договору. Вместо обусловленнаго договором колотаго (в форме параллелепипедов) камня, облицовка сделана из камня, обтесаннаго только с одной стороны. Если принять во внимание, что куб. сажень колотаго камня стоит 375 р., а обыкновеннаго — 260 р., то такая замена имеет для подрядчика большой смысл в деле приумножения своих барышей.

Между тем, на бумаге, по чертежам и счетам подрядчика все обстояло благополучно. Размеры и количества кладки показаны точь в точь, как заданные подрядчику, все законным порядком удостоверено агентом управления постройки дороги, назначенным для наблюдения за работами. В результате освидетельствования кладки, конечно, является богатый материал для прокурорскаго надзора. Но невольно напрашивается вопрос, а что если бы кладка была менее благоразумна и, не заявив о своем качестве трещинами, рухнула невзначай на головы несчастных пассажиров, брошенных судьбой на Кругобайкальскую ж.д.?

Характерным также является и то, что поправку обнаруженных неисправностей в тоннеле управление Кругобайкальской железной дороги предполагает сдать тому же самому подрядчику, который производил постройку тоннеля.

Источник: «Восточное обозрение» № 119, 3 июня 1905 г.

Ссылки по теме:

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм–канале.