С круго–байкальскаго тракта
В настоящее время окончены изыскания Круго–Байкальской железной дороги. Насколько известно, последния произведены по многим направлениям с тем, чтобы была возможность выбрать направление наиболее выгодное. Здесь ходят слухи, что в Петербурге особенно считают желательным направление по берегу оз. Байкала с тем, чтобы не пропала ветвь Иркутск — Лиственичное (берег Байкала), теперь открытая для движения. Берега Байкала очень скалисты и в данном месте представляют, на протяжении 70 верст, до с. Култучнаго, почти сплошной обрыв в воду, из чего ясно, на сколько труден этот путь. Направление по р. Ольхе до водораздела дало отличные результаты, но от него представляются громадныя затруднения для спуска к Култуку. Это последнее затруднение наверное было бы пройдено г. Савримовичем, если бы наступившая зима не заставила прекратить работы. Дело в том, что, поднимаясь до вершины р. Ольхи, легко перевалить в речку Култучную и ею спуститься на Байкал.
Тут у нас громадную роль играют исполнители. Исследовать рч. Култучную был послан исправляющий должность старшаго инженера г. Струмилло. Поднявшись на 8 верст по р. Култучной, т.е. миновав равнину, он снизу начал нивеллировку кверху по течению. Пройдя местом самаго крутого подъема четыре с половиною версты и получив проектную линию около 10 саж. ниже уровня воды, он прекратил работу на уменьшившемся уклоне и возвратился в Иркутск, сообщая о невозможности пройти по Култучной.
Между тем, ведя изыскания сверху вниз, избыток уклона можно было бы уничтожить, пройдя по косогору, пологому и удобному для работ, а выйдя к Байкалу, если бы линия не спустилась к берегу, уклон можно было развить насколько угодно по косогору, окружающему Байкал. Имея в виду, что Сибирской железной дороге предстоит перевозить такое громадное количество груза и пассажиров, что наверное вскоре будет приступлено к прокладке второго полотна, очевидно, что возможность постройки этого второго полотна должна иметься в виду при выборе направления.
В поездах, ходящих в настоящее время три раза в неделю в Иркутск и из Иркутска, не хватает мест для пассажиров, вагоны бывают битком набиты. Точно также сильно ощущается недостаток и товарных вагонов. Сам вокзал иркутский, прижатый горой к берегу, имеет жалкий вид. Построенный без возвышающагося над землей фундамента, он кажется стоящим в яме. Спустившись к нему с платформы, входишь в небольшия комнаты, давящие своей миниатюрностью. Между горой и вокзалом так мало места, что когда приходят товарные поезда и приезжают за грузом ломовые извозчики, невозможно проехать. По берегу тоже едва есть место для двух запасных путей.
Что касается ледокола на Байкале, то говорят, что многих частей нет и, вообще, дело грозит неприятными разоблачениями. Постройка полотна до Лиственичной исполнена подрядчиками очень небрежно, так, мосты подведены неправильно, и рельсы наложены не по середине, а сбоку.
Источник: «Байкал», еженедельная газета. 24 февраля 1899 г., № 8.