Промыслы и образование в селе Култук
Село Култук, имеющее 65 домов, раскинуто на небольшой равнине, окруженной с трех сторон горами, а с четвертой заливом Байкала. Красиво вдаются в море байкальския горы, обрываясь мысами и постепенно расходясь, как будто давая простор воде. С берега кажется, что за первыми мысами начинается широкое море; но подплывши в лодке, видишь, что такие же мысы снова вдаются в море и т.д. Вода Байкала изумруднаго цвета, чистая и прозрачная до того, что на глубине в несколько сажен видно дно, причудливо испещренное различными камнями, песком и целым лесом водорослей.
К сожалению, к самым берегам волны прибивают массу водорослей и разнаго сора, так что жителям приходится пить не всегда хорошую воду. Култук довольно большое селение, имеющее 3 улицы: Набережную, Большую, на которой стоит церковь и почтово–телеграфная контора, и Тункинский тракт. Хлебопашеством жители занимаются в таких незначительных размерах, что хлеба своего им не хватает, и они покупают муку у тункинских бурят, которые меняют ее на омули.
Скота мало, за недостатком пастбищ.
Главный промысел рыболовство. В июне и июле ловят харюзов, а в августе омулей. Причем, сам залив, омывающий берега села, ничего не дает, и ловля рыбы производится или около Толстого мыса, в 20 верстах от селения, или (в большинстве случаев) около станций Мурино и Унизалик на С.–В. от Култука. Больших домов нет, но, тем не менее, видна зажиточность. Комнатки устланы домоткаными половиками, на окнах цветы, во дворах лошади, коровы и свиньи.
Пища преимущественно состоит из рыбы и молочных продуктов. До 1893 г. в Култуке не было школы. Три года тому назад вновь назначенный молодой священник, окончивший учительскую семинарию в Красноярске и бывший 8 лет народным учителем, ходатайствовал об открытии школы с 3 отделениями. Теперь в ней уже 35 учащихся. Местные жители с большим уважением отзываются о своем новом священнике, дети также любят его. К сожалению, в некоторых обывателях еще не пробудилось сознание пользы грамотности, и они не позволяют детям ходить в школу; однако, женский элемент, в лице матерей, протестует против запрещения и настаивает на отправке детей в школу. Нам лично приходилось слышать сетования одной женщины на то, что отец не отпускает способнаго и желающаго учиться сына в школу, «хоть мы и можем нанять работника». Благодаря хлопотам священника, куплен новый дом на берегу Байкала, предполагается сделать к нему пристройку для помещения учителя. По словам священника, правильным его занятиям мешают требы, поэтому он и хочет просить назначить в новую школу учителя. Этот же священник с осени начинает ряд воскресных чтений с туманными картинами. Фонарь ему пожертвовали инженеры.
Источник: «Восточное обозрение» № 92, 7 августа 1896 г.