Катастрофа 14 октября 1901 года на озере Байкал
Lake Baikal

Катастрофа на Байкале 14 октября 1901 года

Ужасная катастрофа возбуждает разнообразные толки и комментируется на все лады. Желая всесторонне осветить это печальное событие, мы интервьюировали очевидцев, бывших на пароходе и не принадлежащих к пароходной администрации. Все, кого мы спрашивали, говорят в один голос, что нельзя было с последним октябрьским рейсом посылать в Ангарск слабосильный и неустойчивый пароход «Яков». Когда он отправлялся из Лиственичнаго, то там, будто бы, были такия замечания: «ну, отправили топить народ». Для такого рейса, как последний ангарский, из байкальских пароходов пригодны только «Феодосий» и «Александр Невский».

Место катастрофы на острове ОльхонМесто катастрофы на острове Ольхон

Пароход «Яков», когда шел из Заворотной губы в Баргузин, чтобы отвезти рабочих, несколько раз ложился на бок, и матросам, и даже пассажирам, пришлось перекатывать груз балласт от одного борта к другому. Сдав в Баргузине рабочих, «Яков» вернулся в Заворотную губу, взял на буксир три баржи и три лодки–мореходки, на которых было на каждой по тридцати человек, и отправился в Покойники, где запасся дровами. Путь от Покойников до Кочерьков пароход совершил в три дня, причем нередко шел, навалившись на один бок. Все время балластный груз перекатывали с борта на борт.

В Кочерьках капитан парохода велел причаливаться к берегу в виду того, что барометр быстро падает, предвещая сильную бурю. Здесь караван простоял с 4 ч. дня 13–го до 8 ч. утра 14 октября. При входе в Малое море «задула погода». Из Кочерьков шли под парусами, но в Малом море баржа Шипунова опустила парус. С парохода был дан свисток не спускать паруса.

Через некоторое время, когда ветер усилился, приказано было спустить паруса. Пароход взял курс на север против ветра и по направлению к берегу. Здесь море шириною около 8–ми верст. Сколько ни бился пароход, караван не двигался с места, а напротив, его сносило. Свистком было приказано отдать буксир Шипунову, но и это не помогло. Пароход с баржами несло по ветру.

Уцелевшее в катастрофе судно МогилевойУцелевшее в катастрофе судно Могилевой

Через полчаса дан был второй свисток спустить с буксира баржу Могилевой. Это случилось у улуса Уланхон и 7 сосен, впереди камня Калдыкей. Пароход и судно уже несет боком. Все ожидают гибели, а ветер крепчает. Дан свисток — отпустить последнее судно. С парохода отдали ему буксир, но с судна не дают буксира*). Тогда капитан отдает приказ обрубить буксир, и роковое судно проносится мимо «Шипунова», занятаго борьбой с стихией. Через короткий промежуток с «Шипунова» услыхали крики, шум, треск,— и моментально все смолкло. Буря своим шумом покрыла и треск, и отчаянные вопли. Из бурятских лодок две разбило и одну выбросило на берег; с разбитых лодок буряты спаслись каким–то чудом.

*) Первая баржа шла на двух буксирах.

Между тем освобожденный от буксира «Яков» продолжал пробиваться к берегу, но его несло боком. Все пассажиры, женщины и дети были заняты переноской груза, дабы сохранить пароходу равновесие. Машина все время работает на полный ход. После долгой борьбы, пароход врезался в мель, не дойдя 4 сажен до берега. Спустили лодку с матросами, но матросы не могли оттолкнуться от парохода и через полчаса их, промокших до костей, и продрогших, пришлось втащить при помощи веревки на пароход. В 2 часа ночи машинист доложил капитану, что «воздушный» не работает, и машина, вследствие неравномерной работы (одно колесо в воде, другое над водой, пароход лежал на боку), должна сломаться. Тогда капитан просит рыбопромышленников Власова, Суворова и Шангина свезти буксир на берег и зарочить пароход. Спустили шлюпку, и в нее сели Суворов, Власов и рабочие Юрьев и Парфентьев, причем у матросов на руках не было рукавиц. С большим трудом оттолкнулись от парохода, но моментально шлюпку подхватило, и она едва не попала под колесо. Благодаря Суворову и матросам, крепко державшим канат, шлюпка спаслась от гибели. Этот страшный урок не остановил смельчаков: они прекрасно понимали, что если не привяжут пароход, он все равно погибнет. С громадными усилиями удалось шлюпке пробиться к берегу. Пришлось выскакивать в воду по пояс; первым выскочил матрос Юрьев, за ним — Суворов и Власов. Остальные матросы кричали: «везите нас на пароход, мы замерзли, у нас нет теплой одежды». Но этим просьбам, конечно, не вняли и этим спасли пароход от верной гибели. Когда канаты были зарочены за толстыя деревья, то сообщение с пароходом сделалось возможным. Благодаря только гг. Власову, Суворову и рабочим Юрьеву и Парфентьеву пароход был спасен.

Остальные эпизоды уже известны читателям. На разбитой барже погибло, как говорят, около 200 человек: 161 билетный пассажир, 16 человек команды и, кроме того, были дети и, вероятно, безбилетные пассажиры. Вместе с ними погиб, как уже сообщалось, груз Могилева и, кроме того, грузы Власова и Суворова и их невода, числом более ста штук. Груз, конечно, не был застрахован, и рыбопромышленники, потеряв добычу, рабочих и орудия производства, разорились. Пароход мог уйти в Кобылью Голову только благодаря дровам Могилева и К°, которые были найдены на месте невольной стоянки. Склад же дров пароходства находился в Кобыльей Голове.

Источник: «Восточное обозрение» № 236, 27 октября 1901 г.

Ссылки по теме:

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм–канале.