Казенное судоходство по Байкалу в XVII веке
Lake Baikal
А. Сгибнев, 1870 г.

Байкал и его судоходство

Казенное судоходство. XVII век

Плавание русских по Байкалу началось, как мы видели выше, с самаго открытия ими этого озера, т.е. с 1643 г. Но в течение первых семи лет оно производилось только казаками для завоеваний, на кочах и шитиках. Постоянное же плавание через Байкал для нужд дипломатических и административных началось с 1650 г. В этом году сын боярский Ерофей Заболоцкий был отправлен от русскаго правительства из Тобольска посланцем в Монголию к Цецен–Хану. Нам неизвестно какой конструкции было судно, построенное для этого путешествия; достоверно только то, что Заболоцкий переплыл благополучно через Байкал, но был убит бурятами со своими спутниками — сыном и 7 казаками на берегу озера, в том месте, где в настоящее время находится мужской монастырь, названный в память несчастнаго посланца — Посольским1).

В 1652 г. был послан из Енисейска для осмотра страны, лежащей к югу от р. Баргузина, сотник Бекетов с 100 казаками. Он отправился из Енисейска 2 июня на лодках, по Енисею, Ангаре и Байкалу и 1 октября дошел до залива Прорва, лежащего в 8 верстах от того места, где был убит Заболоцкий.

После того русские стали подвигаться с своими завоеваниями в нынешнюю Забайкальскую область и построили там остроги, для заведывания которыми в 1656 г. был назначен енисейский воевода Пашков, с званием нерчинскаго начальника.

1) В музее Сибирскаго отдела Геогр. общ. по настоящее время хранится старинная шпага, на которой обозначен 1414 год. Предание говорит, что шпага эта принадлежала Заболоцкому.

В 1657 г. Пашков с 600 человек команды переплыл через Байкал, к устью р. Селенги и потом по ней бичевником до р. Хилки и по этой последней до ея вершины; наконец волоком через Яблонный хребет в р. Ингоду. Главнейшая цель назначения Пашкова за Байкал состояла в том, чтобы удержать за Россиею Амур, который был уже в то время занят русскими казаками и промышленниками. Самое же Забайкалье, по преимуществу страна степная, не привлекала русских зверопромышленников, тем более, что и путь на Амур (тогдашнее эльдорадо сибиряков) лежал реками Олекмою и Тугиром, минуя эту местность. Когда же гулящие люди осведомились от спутников Пашкова, что открытый им новый путь на Амур и короче, и удобнее прежняго, то последующие затем партии казаков пробирались в Даурию уже путем Пашкова, через Байкал, на утлых лодьях (шитиках) своего изделия. В 1684 г., в первый раз, переправился через Байкал на легком гребном судне–карбасе, определенный в Нерчинск воеводою стольник Власов. Судно это построено было иркутскими казаками2).

В 1689 г. Иркутское начальство, с особенным тщанием, выстроило на Байкале карбас для перевоза на нем через Байкал нашего посланника в Пекине, окольничаго и наместника Брянскаго Ф.А. Головина, назначеннаго для переговоров о нашей границе с Китаем. Головин со свитою проследовал через Байкал в июле 1689 г. и по заключении Нерчинскаго трактата, по которому китайцам был уступлен Амур, а за Россиею упрочена нынешняя Забайкальская область, снова переплыл Байкал.

2) Карбас от 4 до 41/2 саж. длины, 3, 4 арш. ширины и с небольшим 1 аршин глубины.

С этого времени плавания русских по Байкалу заметно участились. Но суда их строились по большей части только на один рейс, для перевозки какого–либо начальствующего лица или партии казаков или наконец каких–нибудь случайных грузов.

Источник: «Морской сборник» 1870 г., №№ 4, 5, 7, 8.

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм–канале.