Арестантския работы в 1902 и 1903 гг.
В половине января 1902 года решен утвердительно вопрос о привлечении арестантов к работам на кругобайкальской железной дороге, и местом для таковых определен был юго–восточный берег оз. Байкала между ст. Муриной и Утуликом. Организация подобных работ уже имела место в с. Тельминском и у ст. Тыреть, так что ведение дела приняло определенный характер и имело уже опытных руководителей. Начальником строительных работ для ведения дела тюремному ведомству выдана ссуда в 25 тыс. рублей, и арестанты Александровской пересыльной тюрьмы с февраля 1902 года начали свои работы в починном месте у ст. Муриной.
Взятыя работы представляли громадныя трудности, причем вплоть до половины июня шли только подготовительныя, а затем уже и земляныя работы. Успех дела тормозился преобладанием рабочих каторжан, из которых 25 исчезли безследно с работ, и 2 — из железнодорожнаго поезда и 14 — возвращено в тюрьму, затем отсутствием правильнаго техническаго надзора и своевременных мер в оттаивании мерзлоты грунта, работа над которым была действительно каторжным трудом. Словом, несмотря на ряд затруднений, операция первых железнодорожных работ на Байкале, посредством труда арестантов, обещает в будущем более прекрасную постановку дела, в которое для начала вложена масса средств и приобретен новый опыт.
В продолжение 189 рабочих дней, из общаго числа всех 276, на работы выводилось 430 человек, из которых было: 356 каторжан, 58 срочных арестантов и 16 временно–заводских рабочих. Стоимость работ вызвала расход в 94 751 р. 81 к., а денежныя поступления, балансируясь с расходом в одинаковой сумме, давали: за сделанныя работы 56 121 р. 56 к., от случайных поступлений — 1814 р. 36 к. и на казенное продовольствие арестантов — 5670 р. 9 к, всего — 63 606 р. 1 к., а остальной доход составлял сумму полученных ссуд от инженернаго ведомства и позаимствования от губернскаго попечительнаго о тюрьмах комитета.
В 1903 году, второй период арестантских работ на кругобайкальской дороге, считается с 1 декабря 1902 г. до половины октября 1903 года в течение 319 дней, из которых рабочих было — 248, причем все оконченныя работы сданы. Финансовая сторона дела представляется суммой расходов в 79 569 р. 96 к., а доходов — в 88 867 р. 43 к., что в результате дает чистый остаток в 9297 р. 47 к. и предстоящее получение с инженернаго ведомства удержаний и проч. — 11 769 руб. 25 к.; следовательно, двухлетния работы были безубыточными и дали прибыль в 21 066 р. 72 коп., независимо от приобретеннаго имущественнаго инвентаря.
На работах 1903 года находилось 278 челов., в числе которых было: 230 каторжан, 36 срочных арестантов и 12 временно–заводских рабочих, причем с самых работ побегов не было, а единственный случай такового произошел при возвращении арестантов в тюрьму и с железной дороги.
Из полученной прибыли от работ в пользу арестантов отчислено и выдано свыше 12 тыс. руб., а остаток может служить фондом на будущее время. Успех работ очевиден, между прочим, из того, что в 1903 году арестанты работали также без военнаго конвоя, который в 1902 году предполагалось составить под командой одного офицера.
Продовольствие одного арестанта в сутки обошлось в 25.1 коп., а полное содержание со всеми накладными расходами, включая сюда и продовольствие и содержание личнаго состава надзора и приставников — 98.2 коп. В 1902 г. первое стоило 30 коп., а на второе израсходовано 1 р. 26 к. в сутки на одного рабочаго.
Заработок каждаго из арестантов на линии полотна дороги при земляных работах в 1902 г. оплачивался от 30 к. до 1 р. 74 к. в день, а в 1903 от 67 к. до 1 р. 74 к., на домашних и хозяйственных работах зарабатывалось арестантом в 1903 году от 30 до 62 коп. в день, и в 1902 году от 30 до 60 коп.
Утилизация арестантских сил при постройке кругобайкальской дороги в течение двух лет показала, что пользование арестантским трудом, составляя удовлетворение потребностей дороги в рабочем элементе, имеет глубокий смысл для заключенных, не прерывающих связи с трудом, но в данное время при отвлечении массы сил на войну должно быть распространено в большом масштабе на спешныя работы кругобайкальской дороги. Опыт указал целесообразность и жизненность организации арестантских работ, а потому по данному времени арестантским трудом воспользоваться более, чем необходимо.
Источник: «Иркутские губернские ведомости» № 3662, 2 марта 1904 г.