О варианте линии КБЖД от Олхи через речку Тигунчиху на Култук
23 июня настоящаго года постановлением комитета сибирской железной дороги было приказано произвести окончательныя изыскания кругобайкальской железной дороги от Баранчика (у Лиственичнаго) до с. Култука и от Иркутска по берегу Иркута на тот же Култук.
В настоящее время как техническия, так и геологическия изыскания с изследованием и проверкой грунта закончены. Техническия изыскания велись уже известными партиями инженеров, а геологическия самим профессором Мушкетовым. Кроме того, г. Руиным (бывшим инспектором ж.д.) произведены изследования и новаго варианта направления кругобайкальской железной дороги от Олхи чрез Тигунчиху на Култук.
В № 232 «Восточнаго Обозрения», в отделе «Местной жизни» появилось сообщение относительно последних взглядов на этот вариант. Кое–что и мы добавим по этому поводу.
Правда, что чрез Тигунчиху путь короче, что на нем пришлось бы устраивать менее подземных сооружений в виде туннелей, но не следует упускать из виду, что этот путь в большой своей половине идет «тенигусом» и это–то, так сказать, многоверстное поднятие будущих паровозов с вагонами на воздух обойдется, считая на столетие (как обыкновенно и считается), не дешево да и самый процесс поднятия отразился бы весьма заметно на частом ремонте движущихся частей.
Кроме того, обращают обыкновенно внимание только на то, что легко довести железную дорогу от Олхи до Тигунчихи, но совершенно забывают затруднительность спуска ея с вершины Тигунчихи в Култук, где при прямом спуске не обошлось бы даже без зубчатых колес и рельсов на протяжении семи с лишком верст; если бы поднятие поездов на воздух мы и сочли бы делом, окупающимся теми процентами со сбережения 15 миллионов, на которые это направление обошлось бы дешевле побережно–байкальскаго (т.е. направления от Баранчика на Култук), то спуск с вершины Тингучихи в Култук считался партиями инженеров, противными Руину, прямо таки невозможным, и вот, в отыскании–то выхода из этого затруднения, по нашему мнению, и заключается самая важная заслуга г. Руина, обратившаго серьезное внимание на наши убедительныя заявления, высказанныя в нескольких предыдущих корреспонденциях из Култука.
Вопрос разрешается в сущности очень удобно и довольно благоприятно. С вершины Тигунчихи железная дорога вместо того, чтобы спускаться по зубчатым рельсам и на зубчатых колесах на Култук, отстоящий от этой вершины в 8 верстах, может спуститься на поселок Быстринский, отстоящий от Култука в сторону Тунки в 18 верстах и разположенный выше Култука на 100 сажен, и тогда уже по этому растянутому и меньшему уклону спуск возможен.
Единственная оборотная сторона этого спуска — это некоторое удлинение пути, так как, спустясь из Тигунчихи на Быстринский поселок и сделав такой зигзаг в сторону Тунки, пришлось бы еще оттуда возвращаться по почтовому тракту снова в Култук, откуда уже и вероятно соединиться с Переемной или Мысовой. Но и это — небольшое препятствие для проведения железной дороги чрез Тигунчиху, так как в общем разстояние от Иркутска чрез Олху и Тигунчиху до Култука меньше, чем разстояние от Иркутска же до того же Култука чрез Баранчук (у Лиственичнаго).
Следовательно, все преимущества действительно за Тигунчиковское направление; но нам думается, что существование ветки Иркутск–Баранчук и затрата на недавно сыгравшие видную роль Байкальские ледоколы*) да наконец и самые интересы г. Иркутска, могущаго очутиться при Тигунчиковском проекте вне линии железной дороги, уже давно предрешили постройку кругобайкальской железной дороги берегом Байкала.
*) Жаль, что ледоколы, и это вторую осень, решено ремонтировать, таким образом не придется проверить их рабочеспособность в самое критическое время года.
Между прочим, небезынтересно сообщить о том, что во время своих усиленных железнодорожных изысканий инженером Руиным найдены на Иркуте по Куличьему мысу весьма богатыя, как говорят, золотыя розсыпи, а топографами Кулешом и Антоновым по берегу Байкала — каменноугольныя залежи, которыя и хотят эксплоатировать для движения будущей кругобайкальской железной дороги.
Источник: «Восточное обозрение» № 245, 3 ноября 1900 г.