Проезд первого поезда по КБЖД
Lake Baikal

Первый поезд Кругобайкальской железной дороги

Строившаяся частями кругобайкальская дорога и открывалась для движения частями же. Сначала был открыт участок Танхой–Мысовая, затем Танхой–Култук и, наконец, 12 сентября прошел первый поезд по последнему участку Култук–Байкал.

Собственно проба участка Байкал–Култук произведена была паровозом «Кукушка» седьмого сентября, о чем редакции иркутских газет были осведомлены, между прочим, телеграммами помощника начальника по постройке кругобайкальской дороги, г. Симберга.

12 сентября, в 9 часов утра, со ст. Байкал вышел первый поезд, в составе семи вагонов, и за ним следующий с вагонами Краснаго Креста, следующими на ст. Маритуй.

В первом из поездов ехала до Култука, во главе с министром путей сообщения князем М.И. Хилковым, комиссия по осмотру пути и определению возможности движения рабочих, материальных и балластных поездов по участку Байкал–Култук, протяжением в 80 верст.

К этому времени на всех станциях и разъездах новаго участка были установлены и действовали телефонные аппараты Гаттингера и телеграф; готовыя к эксплоатации станционныя здания не имели лишь меблировки, которою 14 сентября все они уже снабжены.

К 12 сентября готов был и путь, который на втором строительном участке был настолько хорош, что позволял первому поезду развивать скорость своего движения до 30–35 верст в час.

При таких условиях проходу перваго поезда не представлялось больших опасностей, и таковой совершил свой путь самым блистательным образом, придя в Култук в назначенное время.

В виду того, что фактическое открытие даннаго участка кругобайкальской железной дороги и передача его во временную эксплоатацию совершится 21 текущаго октября, событию 12 сентября не придавалось торжественнаго характера, хотя технический осмотр пути Байкал–Култук и носил праздничный вид.

Станционныя здания, пристани, входы в тоннели были декорированы зеленью и флагами, а на 47 версте пути была сооружена весьма красивая арка с надписью: «Лиссабон–Владивосток», говорящая за то, что настоящим событием завершается постройка великаго сибирскаго пути, приобретающаго мировое значение.

В тоннелях, при проходе поезда, горели факелы и придавали им фантастический вид, толпы рабочих, собираясь у полотна дороги, восторженно кричали «ура», встречая первый поезд — результат их тяжелых работ и упорнаго труда.

Вообще, считавшееся незначительным событие выросло в факт огромной важности, тем более, что в поезде находился г. министр путей сообщения князь М.И. Хилков и при нем — старший инспектор фон–Зеля, директор Палтов и чиновник особых поручений Корольков, а также здесь были начальники дорог: кругобайкальской — Савримович, забайкальской — Свентицкий и сибирской — Павловский и начальники отдельных служб дорог, заведующий передвижением войск полковник Домелунксен, начальник охраны дороги — полковник Бырдин, главные контролеры г.г. Фовицкий и Яровицкий, инженеры–строители и инженеры–контрагенты.

Даваемое дорогою впечатление таково, что она имеет равнинный, не горный характер, подъемы ея не превышают десяти тысячных, а закругления — 150 саж. Недоделки незначительны и в случае крайней нужды, не могут препятствовать даже временному движению обычных поездов. К 21 октября весь путь будет забалластирован и готов для регулярнаго движения поездов. Тогда же о новой железнодорожной линии представится полная возможность говорить и видеть ея настоящий вид.

Автор: И. Независимый

Источник: «Иркутские губернские ведомости» № 3845, 18 сентября 1904 г.

Ссылки по теме:

Отвечаем на ваши вопросы
Получить больше информации и задать вопросы можно на нашем телеграм–канале.