Укладка последнего звена рельсов на КБЖД
Как сообщалось уже в газетах, 12–го сентября со станции Иркутск отправились на Кругобайкальскую ветвь два поезда, в одном из которых находился министр путей сообщения кн. Хилков.
Первую, западную часть дороги, от станции Байкал до станции Култук на протяжении 84–х верст, из–за многочисленных остановок для осмотра пути, тоннелей, путевых зданий и т.д., при среднем ходе 10 верст в час, поезд прошел в девять часов. 13–го сентября, около 8–ми час. утра, на 140 версте произошла смычка пути, положено последнее звено рельсов на всем протяжении Кругобайкальской железной дороги.
Здесь министром путей сообщения собственноручно был закреплен болт и забит костыль, прикрепивший последний рельс к шпале. После краткаго молебствия на месте смычки министерский поезд с комиссией отбыл в сторону станции Мысовая. Длина новооткрытой дороги 243.40 версты.
Свое начало она берет от ст. Байкал, следуя на разстоянии 84 вер. по извилистому скалистому берегу Байкала до селения Култук. Встреченные на пути мысы, пади и бухты прорезаны выемками, туннелями, мостами и виадуками. Ширина землянаго полотна дороги 2.6 саж., предельный радиус закругления 300 саж., предельная величина уклонов 0.008 саж., рельсы тяжелаго типа 24 фунта в погонном футе (по Сибирской железной дороге всего 18 фунтов в пог. футе).
Кругобайкальская дорога начата постройкою в 1899 г. и по характеру строительных работ представляет одно из труднейших сооружений. В западной части дороги пробито 33 туннеля, из отверстия которых с помощью динамита вынуто до 400 000 куб. саж. камня; подземельное полотно дороги заняло 6000 дес. земли, очищенных от леса на протяжении 1409 десятин. Земляных работ по выемке и насыпке земли сделано 1 005 000 кубич. саж., вынуто из скал камня динамитом 461 700 куб. саж., а всего разработано 1 407 300 куб. саж. на сумму 11 476 000 р. или на версту пути 47 225 р.
На Забайкальской жел. дороге земляных работ на версту — 12 750 р., на Средне–сибирской — 9073 р. Искусственной каменной кладки, подпорных стенок на цементном растворе, каменных труб и проч. возведено 23 085 куб. саж. стоимостью в 11 125 455 р.
В выполнении работ принимали участие ссыльно–каторжные, трудами которых исполнено 8500 куб. саж. земляных работ, очищено от леса 100 дес. земли и выстроено 15 зданий.
Общая стоимость сооружений Кругобайкальской железной дороги до сих пор исчисляется в 53 628 тыс. руб., а на версту пути 219 783 руб., которые распределяются так: на изыскание затрачено 102 050 руб., собственно на постройку 48 675 350 руб., на приобретение подвижного состава 3 484 700 руб. и оборотнаго капитала 366 тыс. руб.
Действительная стоимость постройки будет несколько выше, так как сюда не вошли расходы по работам за последние месяцы и расходы на содержание администрации, по составлению отчета устройства переправы через озеро Байкал и приобретение пароходов–ледоколов «Ангара» и «Байкал», что было выполнено из особаго кредита в 6 745 000 руб.
Источник: «Иркутские губернские ведомости» № 3855, 28 сентября 1904 г.