В страну будущего
Иркутск. — Байкал. — Железная дорога к югу от Байкала. — Горы. — Отсутствие следов ледникового периода. — Природа и фауна Байкала.
Сутки спустя, в десять часов утра, мы прибыли в Иркутск. На вокзале нас снова встретили с почетом председатели — биржевого комитета, коммерческого клуба, Географического Общества, представитель генерал–губернатора и многие другие лица. Тот же живейший интерес к возможному морскому пути по Ледовитому океану до устья Енисея, те же надежды на лучшее будущее Сибири в связи с открытием этого пути. Он и для Иркутска представляет большое значение, как для всей области, включая Байкал. Товары можно везти по рекам, впадающим в это озеро, как, например, Селенга, затем по озеру и вниз по Ангаре вплоть до устья Енисея. Правда, на Ангаре есть пороги, но они не так велики и достаточно проходимы для барж и плотов, а в будущем можно было бы устроить в наиболее опасных местах шлюзы.
К сожалению, у нас не было времени остановиться и осмотреть город, расположенный по ту сторону реки. Мы лишь издали полюбовались его церквами, дворцом генерал–губернатора и другими большими зданиями1), а сами поднялись выше по Ангаре, переправились через реку и двинулись вглубь страны. В отличие от Енисея и других виденных нами до сих пор рек, в Ангаре текла необычайно прозрачная вода: дно было видно на большой глубине. Это объясняется, конечно, тем, что Ангара берет начало из горных ключей и вытекает из большого горного озера, самого глубокого внутреннего моря в мире.
Наконец мы добрались и до этого священного моря, к которому стремились с таким нетерпением. Монголы зовут его «Бай–кул» — Богатое озеро2), или «Далай–Нор» — Святое море. О красоте этого озера я много слыхал, но густой туман мешал мне убедиться в этом собственными глазами. Близ первой остановки у станции «Байкал» находилась гавань, где стоял большой ледокол–паром «Байкал», перевозивший раньше через озеро поезда к продолжению рельсового пути; ледокол может пробивать лед до 1.2 метра толщиной и является одним из величайших ледоколов в мире; носом и кормой он напоминает «Фрам». Толстого зимнего льда он, однако, не в силах пробить. Для ремонта этого ледокола и других судов, плавающих по Байкалу, был построен большой плавучий док, который мы тоже видели в гавани. Переправа через озеро чрезвычайно тормозила перевозку на восток войск и провианта во время японской войны, хотя зимой рельсовый путь прокладывался прямо по льду. Прежний министр путей сообщения князь Хилков сам руководил работами. Железнодорожные вагоны перевозились поштучно лошадьми, а локомотивы разбирались и перевозились по частям, так как были слишком тяжелы для перевозки по льду.
1) В Иркутске около 130000 жителей.
2) По другим источникам, монголы и буряты называют озеро «Бай–гал», что означает «местопребывание огня».
С тех пор успели проложить рельсовый путь, огибающий озеро с юга; работы были сопряжены с колоссальными трудностями: приходилось пробивать путь в отвесных скалах. От станции «Байкал» на западном берегу до станции «Мысовой» на восточном — расстояние в 200 верст приблизительно. На протяжении первого перегона до станции «Култук» в юго–западном углу озера берег особенно крут: из 73 верст пути 6 верст приходится на туннели. По другую сторону озера берег очень болотистый, и там пришлось построить массу мостов — 189 малых и 35 больших. Затраты на эту линию были сделаны огромные. Каждая верста обошлась около 244130 рублей3). Но дорога была одноколейная, а война показала необходимость двухколейной, и вот понадобилась перестройка пути, которая скоро будет окончена.
По этому–то пути мы ехали теперь вдоль южного берега Байкала. Постепенно туман поредел настолько, что можно было различить ближайшие скалы. Они здесь невысоки, но очень отвесно спускаются к озеру, и дорога постоянно идет туннелями. За день туман еще больше поредел, и мы увидели скалы южнее побережья. Они выше и перемежаются долинами. Свежевыпавший снег лежал на горах, от подошвы до вершины одетых снегом; сугробов нигде не было видно.
Скалы не отличаются особенной высотой, обычно не выше 1800 метров над уровнем моря, или 1500 над уровнем Байкала. Хамар–дабан на юго–западном берегу, ближе к Селенге, достигает 2260 метров над уровнем озера, что составляет 300 метров разницы с его глубиной. Обычно надводная высота скал редко превосходит подводную.
3) Для сравнения можно привести самую дорогую дорогу в Норвегии, Офотскую, проходящую среди скал с крутыми подъемами и обошедшуюся по 250888 кр. (130460 р.) километр, а также Бергенскую дорогу, имеющую много туннелей и обошедшуюся в 135461 кр. (70439 р.) за километр.
Скалы широкие и мягко очерченные, без зубцов, свойственных альпийским горам. Вдоль южного берега часто попадаются долины с темным суровым сосновым лесом, похожие на наши норвежские лесные лощины между скалами. Здесь красиво, но, говорят, холодно; зато на другом берегу печет солнце. Здесь же местами почва насквозь промерзает, и лес растет над замерзшими слоями. Озеро замерзает окончательно в средине декабря или к началу января, и лед держится в течение четырех с половиною месяцев. Три месяца по озеру ездят на санях.
Но даже и здесь, в этой холодной местности, нет никаких признаков ледникового периода. На скалах по юго–западному берегу часто встречаются камни, зубцы и отдельные вершины. Они свидетельствуют о сильных разрушениях, вызванных морозами и резкими колебаниями температуры. Во всяком случае, эти скалы не носят следов ледникового периода, сколько–нибудь близкого в геологическом смысле к нашей эпохе. Но и без ледникового периода климат в этих местах был и остался очень суровым. Даже теперь средняя годовая температура у Байкала держится ниже 0° Ц., почти на –1° Ц. Инженер Вурцель говорил, что на южном берегу Байкала постройка железной дороги затруднялась еще тем, что почва местами насквозь промерзла и не оттаивает даже летом.
Здесь мы воочию убедились, с какими трудностями сопряжена перешивка одноколейного пути на двухколейный. Приходится расширять все туннели и самое полотно дороги, ставить новые устои из железобетона, строить вторые мосты рядом с первыми, а в местах слишком крутых поворотов приходится пробивать и новые туннели.
Перед нами все время расстилалось могучее озеро в рамке скал. Площадь его равняется 30034 квадратных верст. По величине оно занимает третье место среди пресноводных озер Старого Света (Виктория–Ньянца и Танганайка еще больше), а по глубине — первое место в мире. Глубина его равняется 1522 метрам. Оно даже глубже нашего Согне–фьорда, глубина которого 1260 метров, а так как уровень Байкала на 462 метра выше уровня моря, то, значит, его дно на 1060 метров ниже уровня моря. Замечательно озеро и по своей продолговатой искривленной форме, напоминающей полумесяц. Оно тянется приблизительно в том же направлении, отчасти повторяя даже все изгибы, что и горные хребты дальше к востоку, как то: Яблоновый, Большой Хинган, Восточно–манчжурские хребты, Сихотэ–Алинь, и даже японская горная цепь вдоль Японских островов и Сахалина. По–видимому, Байкал образовался вследствие западения земной коры. Западение совершалось постепенно в связи со сдвигами при землетрясениях; окрестности озера и до сих пор еще не совсем успокоились, и там время от времени происходят небольшие смещения. Процесс западения начался в очень дальние эпохи, но продолжался до позднейшего времени. Окрестные скалы состоят частью из продуктов извержений различных периодов, селенита, порфира, и т.д., а местами базальта, отчасти кристаллических сланцев и гнейсов, а кроме того, из отложений силурийских, девонских, юрских и третичных.
В месте впадения в озеро реки Селенги со дна озера поднимается поперечная подводная гряда, вероятно, образовавшаяся из ила, нанесенного рекой. Кроме того, Селенга образует при впадении большую дельту. Подводной грядой озеро делится на две неравные части: на большую и более глубокую северо–восточную и на меньшую юго–западную, достигающую глубины 1447 метров, тогда как глубина воды на месте прохождения подводной гряды всего 532 метра. Русло или долина реки Ангары, вытекающей из Байкала, образует как бы естественное продолжение впадины озера, и происхождение ее можно объяснить следующим образом: вода, заполнявшая озеро в этом наиболее низком месте, начала переливаться через край и понемногу прорывала себе все более глубокое русло. Когда смотришь на исток Ангары с противоположного берега озера, то место это больше всего напоминает засеку в горном хребте.
Фауна озера крайне своеобразна. На островах водится масса чаек, цапель и даже бакланов, а также особый вид тюленей (Phoca baicalensis), происходящих, по–видимому, от обыкновенных северных тюленей (Phoca hispida), которые из Ледовитого океана поднялись по Енисею и Ангаре в озеро и с течением времени настолько изменились, что образовали новый вид. Буряты называют их «нерпой» и много бьют их, особенно весной на льду, подкрадываясь к животным под прикрытием паруса, поставленного на полозья. Интересно отметить, что способ этот весьма схож со способом ловли тюленей самоедами в гренландских фьордах. В Байкале и впадающих в него реках водится много рыбы; между прочим — разновидность осетра, живущая в озере, попадающаяся и в реках, главным образом в Селенге. Ловятся также разные рыбы из породы лососей; наиболее распространенные из них омуль и хариус. Такое обилие рыбы может показаться странным, если принять во внимание, что озеро славится своей необычайно прозрачной водой, а это обстоятельство далеко не способствует процветанию планктона. Особенно характерный для Байкала вид — голомянка (Comephorus baicalensis), глубоководная рыбка 27 см. длиной, водящаяся только в самых глубоких местах озера, не менее 600 метров. Разнообразные обитатели озера были исследованы русской экспедицией, результаты трудов которой были описаны норвежским профессором Сарсом. В отличие от других озерных ракообразных, водящиеся в Байкал также обнаруживают большое разнообразие видов, характерных именно для Байкала и частью нигде больше не встречаемых; особенно много здесь разных амфиподов. Все эти формы развились, по–видимому, в самом озере, что между прочим подтверждает древность его происхождения, так как развитие множества характерных видов ракообразных и даже рыб и ластоногих требует очень продолжительного времени.
Берега озера, большей частью очень отвесно спускающиеся к воде, мало заселены. Более значительные селения находятся только на устьях Селенги. Затем небольшое число хижин ютится на противоположном берегу, на острове Ольхоне, и еще меньше в юго–западном углу, возле Култука. Около озера есть много мест, с которыми у туземцев связаны различные суеверные представления и которые считаются святыми. Отсюда, верно, и название озера Святым морем.
Мы весь день безостановочно мчались вдоль берега, огибая озеро с южной стороны; проносились через туннели и просветы, огибали мысы и оставляли за собой долины. Проезжали мы и мимо горелого леса, производившего безотрадное впечатление своими черными оголенными стволами. Но кому здесь до этого дело? Лес все еще не имеет здесь никакой цены. Большей частью он состоит из обыкновенной сосны и пихты, но попадается и ель, и сибирский кедр, и береза, а вдоль рек — душистый тополь, мелкий ольшаник и др. Из ягодных кустов встречаются малина и дикая смородина. Вообще в этих местах богатая и разнообразная флора.
Под вечер мы прибыли на станцию Мысовую, на южном берегу озера, как раз напротив станции Байкал; здесь после долгого и приятного совместного путешествия мне пришлось расстаться с двумя спутниками, Востротиным и Лорис–Меликовым; они собирались переправиться обратно через озеро на пароме, а затем по железной дороге вернуться через Иркутск в Красноярск. Они еще спускались к пристани, когда наш вагон тронулся и понес нас дальше на восток. Некоторое время дорога шла по–прежнему по озеру, но у большой дельты Селенги свернула в сторону и пошла берегом реки...
Источник: Ф. Нансен. В страну будущего. Стр. 299–306. Петроград, 1915 г.